На них ставили приходские церкви, и к ним тяготели монастыри

Архитектура первой половины XIV в.

Это свидетельствует о нескольких обстоятельствах. Первое — об очень большом авторитете Мирожского монастыря и, возможно, о какой-то преемственности от нега при возникновении Снетогорского. Это были главные и единственно общежительные монастыри до начала XV в. Второе — такое прямое копирование памятника, построенного почти на двести лет раньше, является уникальным в истории древнерусского искусства. Обычно памятник, служащий основанием архитектурной традиции, образует цепь подражаний, начиная с близкого к годам его создания времени.

Крепостные сооружения

Из сказанного ясно, как Псков изменился за XV век. Рядовые строения посада стали крупнее, повысилась их этажность. Деревянная застройка чаще, чем раньше, стала перебиваться каменными зданиями храмов и гридниц. Чуть ли не на всех крупных перекрестках посада появились монастыри с каменными храмами, белые стены которых, звонницы, блестящие главы и кресты просматривались из конца в конец города. Отдельные части города — Кром, Довмонтов город, Средний город и Окольный город с Запсковьем, отличаясь друг от друга, в то же время приобрели архитектурное единство, главным образом благодаря украсившим их каменным церквам. Старым церквам путем их реконструкции, вернее обстройки приделами и галереями, была придана художественная общность с новыми. В частности, это относится к Троицкому собору в Детинце.

Покровская башня

Церквей и даже монастырей здесь было меньше, чем в Довмонтовом городе или на Завеличье — в XVI—XVII веках число их не заходило за полтора десятка. Стройно распланированная, но в значительной части ее скучноватая сетка улиц (с которой нынешняя не имеет ничего общего) была застроена преимущественно дворами средних и мелких посадских людей. Среди них расположились монастыри, строившиеся здесь несколько свободнее и занимавшие более обширные площади, нежели в Среднем и Окольном городе, и приходские храмы. В 1530-х годах в Русском государстве началась так называемая губная реформа: создание сыскных и судебных учреждений по борьбе с уголовными преступлениями. В большинстве уездов из местных детей боярских избирались губные старосты.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Вопреки распространенной точке зрения И. К. Лабутина показала, что все монастыри этого времени были не городскими, а пригородными. Они стояли в стороне от застройки по рекам или у дорог и лишь постепенно, с расширением города, оказывались внутри его стен. Но всегда вокруг города существовали неотделимые от него в речных панорамах небольшие монастыри, придававшие пейзажу приветливость и рукотворность. Эпоха активного каменного строительства начинается в Пскове с 1360-х годов. Работает несколько артелей, ибо в год иногда возводятся два или три храма. С 1370-х годов резко возрастает масштаб крепостного строительства, интенсивно продолжающегося до 1460-х годов.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Отдельный быт и отдельное питание («особь койждо себе в келиях ядяху») — и совместное присутствие лишь в церкви. Но при таком сознании и образе жизни и в церкви искалась возможность обособления — небольшие камеры, приделы, иногда кельи, иногда просто ниши (как, например, еще в XII в. на хорах у собора Иоанна Предтечи). Два крупнейших псковских монастыря, Мирожский и Снетогорский, были общежительными, но в XIV—XV вв. они не имели еще письменных уставов, образ жизни в них вызывал многочисленные упреки сохранением отдельной собственности, отсутствием общих трапез и т. п. Вопреки распространенному мнению о том, что монастыри Пскова XII—XIV вв. были и пригородными, и городскими, И. К. Лабутина, как уже указывалось, убедительно продемонстрировала, что все псковские монастыри основывались вне города, но рядом с ним, являлись пригородными, ближними и дальними. Развитие пустынножительства и последующее создание на этой основе братства и общежительных монастырей началось лишь в начале XV в. Основателем пустынничества стал преподобный Ев-фросин, начавший свой подвиг еще в Снетогорском монастыре, ушедший оттуда и основавший в 1430-е годы новую обитель — Елеазаровскую. Его стремление войти в контакт с истинной духовной традицией привело его к осмыслению заново принятых в Пскове обычаев, усвоенное им двоение провозглашения аллилуй вопреки принятому в городе троению столкнуло его с местным духовенством. Для познания основ и обрядов апостольской церкви он предпринял в 1420-е годы путешествие в Константинополь.

Старинная штукатурка

Подобные акции великокняжеская власть предпринимала в Новгороде в 1478—1484 гг. и позднее при присоединении Смоленска. Видимо, часть псковичей смогла избежать высылки и многие, расторгнув брак, перешли в монастыри. Существенным приобретением великокняжеской власти были земельные владения «сведеных пскович»; их вотчины пошли в раздачу детям боярским из Северо-Восточной Руси. Верхний придел не вошел органически в интерьер храма.

Читать далее...

Храм Георгия со Взвоза

Тогда же было восстановлено первоначальное восьмискатное покрытие (к сожалению, как и нишки на южном фасаде, не совсем точно). Остальные части здания остались в том виде, в каком они были в XIX веке. Монастырь, подобно Старовознесевскому, стоял на горке и, как и многие другие псковские городские монастыри, посреди площади, в которую вливались окрестные улочки. Очень любопытный памятник — двойная церковь Рождества и Покрова в Углу, или на Проломе, принадлежавшая в прошлом Покровскому, монастырю.

Читать далее...

Застенье

Это вызвало обычай постригаться в монахи перед смертью. По воззрениям того времени, молитвы монахов всегда достигали цели. Отсюда обычай делать вклады в монастыри на поминовение своей души, обычай обращаться в монастырь за исцелением или помощью в каком-либо деле. Наиболее верным способом обеспечить себе небесное покровительство считалось основание монастыря на собственные средства.

Каменная гражданская архитектура

Повалуша перекрывалась деревянным потолком. По-видимому, совершенно такого же типа были и каменные жилые здания на городских дворах. Сообщая о постройке в 1536 году в Среднем городе палат для архиепископа Макария, летописец добавил, что псковские монастыри ему «повалушу склали» и «мшили» горницы, то есть строили из бревен с прокладкой их мохом. Не меньше чем монастырям и духовным владыкам, каменные палаты были необходимы псковским купцам того времени. В 1510 году великий князь Московский отобрал от псковичей клети на Крому, и с тех пор купцы хранили свои товары и запасы на собственных дворах. Без каменных зданий они уже не могли обойтись.

Палаты Трубинского

Темные силуэты стен и башен Детинца и Решеток и отбрасываемая ими тень контрастировали со сверкающей поверхностью Великой и блестками ряби на Пскове. Картина завершалась далекой перспективой, первый план которой составлял противоположный берег Великой с монастырями, а даль сливалась синей полосой лесов с небом. Перед выходившими на гульбище палат в Волчьих ямах открывалась Пскова, от Верхних решеток и почти до Примостья, с ее извилистыми зелеными берегами, по которым внизу рассыпались мельницы и бани, а наверху перемежались монастыри и дворы горожан. Перспектива замыкалась блистающим вдали сквозь воздушную дымку Троицким собором.

Псков и его архитектура в XVI веке

Все они упоминаются впервые только в XVI веке, но были основаны раньше. К северу от города на Запсковском берегу реки Великой «за Варлаамскими воротами» стояли монастырь Лазаревский в Поле и церковь Спаса в Лугу. В XV веке, вероятно, существовал уже и Петропавловский Середкин монастырь. На противоположном берегу реки Великой были монастыри: Николы с Волоку, основанный еще в XIV веке (против Снетогорского монастыря), Стефановский с Луга, Рождественский Иглин. На Завеличье, кроме известных уже нам Мирожского и Ивановского, было еще семь монастырей. Все эти церкви и монастыри, обступившие Псков особенно густо с трех наиболее заселенных сторон, стали как бы звеньями, соединявшими насыщенный лесом каменных церквей город с дальними загородными монастырями и деревенскими погостами, сетью покрывшими к тому времени Псковскую землю, и с псковскими пригородами, число которых особенно выросло именно в XV веке.

Читать далее...