Если зодчие не пошли по этому пути, то мы должны объяснить их выбор волей новых заказчиков

Архитектура первой половины XIV в.

Наибольшую близость церкви Михаила Архангела обнаруживают, как мы видим, две новгородские постройки, обе — с закомарным завершением фасадов. Это позволяет предположить изначальность закомарного венчания стен и в Пскове. И если зодчие XVII в. стремились повторить соотношения XIV столетия, то и неожиданные сдвига закомар с оси лопаток, и повисание пят закомар (западных) на боковых фасадах могут получить аналогии в Новгороде — в церкви Благовещения на Городище и церкви Спаса на Ковалеве. Значительно труднее ответить на вопрос об изначальности повышенных подпружных арок.

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Звонницы они ставили не по оси церкви, а сбоку, даже приделы иногда делали разными или заменяли с одной стороны придел палаткой, свободно прикомпоновывали часовни или сходы в подцерковья, иногда поворачивая их под случайными углами к оси здания. Строя звонницы, они не выравнивали толщины столбов и размеры пролетов, а подчеркнуто делали их неодинаковыми, сообразуясь лишь с весом и величиной колоколов. В то время псковские зодчие обладали блестящим умением создавать впечатление больших размеров постройки, смело вводя в ее объемную композицию миниатюрные дополнительные части. Столь же выдающимся было их умение выгодно располагать здания на местности и необычайно развитое чувство ансамбля.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Обычно такая система Приводит к увеличению высоты здания за счет подъема центральных сводов (арок). В Богоявленской церкви она привела к понижению основного объема, ибо ширина наоса, обычно определявшая его высоту, на этот раз приравнена к уровню верхней ступени сводов, сам объем оказывается на эту ступень ниже. Трудно сказать, почему Зодчие остановились на подобном соотношении. Быть может, из-за больших размеров модуля храм оказывался чересчур высоким и Мастера воспользовались возможностью, не выходя за пределы устойчивых соотношений, прокорректировать их, немного понизить основной объем.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Они дали авторитетное заключение, но сами от возведения собора отказались. Однако зодчие остались в распоряжении московского князя и возвели друг за другом пять крупных зданий: «делаша святую Троицу в Сергееве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на Поле, и Ризъположение на митрополиче дворе, и Благовещение на великого князя дворе». Казалось бы, что мастера, приглашенные в качестве опытных экспертов, взявшись в Москве за возведение церквей, немедленно проявят собственные вкусы и склонности. С несомненностью, однако, выяснено, что и в Троицком монастыре, и в Москве псковичи полностью подчинились формам и художественному языку московской архитектуры, чья формообразующая властность, дисциплина значительно отличались от привычных категорий псковского искусства. Кардинально изменилась и строительная техника, ибо из смену хотя и чисто отесанной, но нерегулярной по размерам и рыхлой, слоистой плите пришел в Москве стандартный и точный, регулярный модуль — кирпич.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В настоящее время, конечно, «облегченность» здания преувеличена из-за отсутствия изначальных придела и притвора, но все же формы фасадов выдают специальную заботу о симметричном пирамидальном построении всего объема. Боковые фасады сделаны почти столь же симметричными, как восточный и западный, для чего, как ужи было отмечено, зодчие пошли на не соответствующее столбам расположение наружных лопаток. Чистота и уверенность декоративных арок подчеркнуты их правильной линией, в которой нет столь часто встречающейся ползучести. Ритмическое движение арок столь упруго, что можно даже предположить трехлопастное завершение фасадов, мысль об этом еще в 1960-е годы была высказана архитектором-реставратором В. А. Лебедевой. Однако, судя по восточному фасаду, центральное прясло завершалось не трехлопастной арочкой, а очень характерной для Пскова линией арки с небольшой арочкой в зените — это свидетельствует скорее о восьмискатном покрытии.