Записано в псковских летописях; И того лета церковь святыя София разбита; того же лета и новую начата делати

Архитектура первой половины XIV в.

Подытоживая все сказанное, кажется исторически корректным предположение об обычной системе сводов с пониженными подпружными арками в церкви Михаила Архангела. Мы уже имели основания подчеркнуть важность новгородской архитектурной традиции для Пскова. С ней же связан третий памятник рассматриваемого периода — Никольская церковь в Изборске. Точная дата постройки неизвестна, однако события начальной эпохи ее существования чрезвычайно характерны для атмосферы архитектурной и, шире, общественной жизни Пскова. Для псковичей и в эту эпоху, и позднее возведение любой крепости было неотделимо от строительства в ней церкви.

Читать далее...

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

Один из них — в гдовском кремле — уничтожен во время Великой Отечественной войны. Он представлял собой высокую восьмигранную башню. Низ его занимало подцерковье, вследствие чего вход в церковь первоначально был с крыльца, располагавшегося с западной стороны столпа. Помещение церкви было сильно вытянутым вверх. Над ним возвышалась еще колокольня с обращенными на все стороны открытыми пролетами для колоколов. Все этажи перекрывали зонтичные своды.

Читать далее...

Церковь Покрова от Торга

Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и с северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами. Ход в среднее подцерковье был из-под крыльца. Окна храма расширены, внутри главное помещение его испорчено сделанной в XIX веке обработкой в духе классицизма (над столбами налеплены подобия дорических капителей с плинтами). Галереи во втором этаже перестроены в XVII веке, причем правый придел был совсем уничтожен, левый же переделан в верхней части (его сомкнутый свод, как и заслуживающая внимания главка с крестом, относятся к этому времени). Глава храма — поздней формы (хотя узорный крест ее — XVII века).

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Напомним, что церкви, между которыми происходит строительство, впервые возникли в 1383 и 1388 гг. В. Д. Белецкий приводит страшные описания чумы 1352 г. , опустошавшей Псков с ранней весны до начала зимы, в иной день умирало до тысячи человек. С точки зрения В. Д. Белецкого, отсюда возникли ошибки в технике строительства и конструкциях храма; нам же кажется просто невозможным само строительство летом 1352 г. Для Довмонтова города XIV в. церковь является наибольшей по размерам, она потребовала бы сил, напряжения, совместной работы многих людей на протяжении по меньшей мере двух-трех месяцев. Ее центральный квадрат равен 3,8 × 3,8 м, в то время как в других храмах он колеблется в пределах 2,4—2,7 м, а они возводились r спокойные и благополучные годы. Е. Болховитинов связывает создание церкви Покрова с приездом в Псков архиепископа Василия, вызванного псковичами для молитвы о небесном покровительстве и защите от чумы. Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже».

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Весь дух церкви, ее стиль свойствен именно псковскому искусству конца XV в. Поэтому, не отказываясь полностью от предложенной В. В. Седовым системы оценок, было бы желательно уточнить критерии исторического анализа, чтобы избежать опасности привнесения инородных материалу суждений. Теперь мы обращаемся к центральному памятнику эпохи и едва ли не лучшему произведению всего псковского зодчества — церкви Богоявления на Запсковье. Говоря о ее постановке в 1496 г. , летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей (южный притвор пока еще не восстановлены после разрушения в годы Великой Отечественной войны). Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля. Очертания плана довольно нерегулярны, но в целом выдержаны знакомые нам соотношения.