Архитектура первой половины XIV в.

Применение ступенчатых сводов в московской архитектуре этого времени является лишь гипотезой, хотя и достаточно вероятной, судя по формам памятников начала XV в. Однако в эту эпоху Москва имеет малое значение для Пскова, в поисках помощи псковичи обращаются либо к Новгороду, либо к литовским князьям. Кроме того, как раз в эту эпоху псковичи совершают мужественный и достойный поступок, который, однако, противопоставил их почти всем русским землям во главе с Москвой,— они не только дали приют тверскому князю Александру Михаиловичу, избившему татарское посольство в Твери, но и сделали его своим князем с 1327 по 1337 г. с небольшим перерывом.

Московское влияние, быть может, проявилось в Новгороде. В Благовещенской церкви на Городище Л. Е. Красноречьевым были обнаружены остатки арки посередине свода над восточным рукавом креста, которые он связал с устройством здесь ступенчатых повышенных сводов с пониженными подпружными арками. Церковь строилась по заказу московского князя, кроме того, московское влияние могло проникнуть сюда и благодаря пребыванию в 1341 г. в Новгороде митрополита вместе с большой свитой. Но даже если такая конструкция появилась в Новгороде (оставшись там уникальной) и если она связана с каким-то московским влиянием, то это произошло в 1342 г. и на композицию церкви Михаила Архангела не могло оказать никакого воздействия.

Наконец, можно предположить, что в конце XVII в., повторив закомарное завершение древнего памятника, также повторили и его ступенчатые своды, возникшие в XIV в. как новаторская форма именно в Михайловской церкви. Но, во-первых, обратим внимание на столбы псковского памятника — они толще стен. Начиная с XII в. такие столбы как бы включали в себя лопатки, и в новгородских памятниках XIII — первой половины XIV в. эти лопатки вверху всегда выявляются разного рода уступами и дают начало пониженным подпружным аркам. И во-вторых, при ступенчатых сводах церковь Михаила оказалась бы столь полным подобием Богоявленской церкви 1496 г. (их планы просто совпадают), что это сделало бы бессмысленной всю эволюционную линию на протяжении полутора столетий. Подытоживая все сказанное, кажется исторически корректным предположение об обычной системе сводов с пониженными подпружными арками в церкви Михаила Архангела.

Мы уже имели основания подчеркнуть важность новгородской архитектурной традиции для Пскова. С ней же связан третий памятник рассматриваемого периода — Никольская церковь в Изборске. Точная дата постройки неизвестна, однако события начальной эпохи ее существования чрезвычайно характерны для атмосферы архитектурной и, шире, общественной жизни Пскова.

Для псковичей и в эту эпоху, и позднее возведение любой крепости было неотделимо от строительства в ней церкви. Небесный патрон храма становился всегда защитником и покровителем крепости, при всех столкновениях он упоминается как источник помощи и победы. В 1342 г. немцы подходят к Изборску, «хотяше пленити Дом святаго Николы». При такой интонации мы можем быть уверены в создании Никольской церкви одновременно с крепостью в 1330 г., хотя и не знаем, была ли она каменной или деревянной.

2 августа 1342 г. князь Юрий Витовтович заперся в изборской крепости, а третьего августа ее окружили немцы, «воду отьяша от изборян». Положение крепости было критическим. Литовские князья, находившиеся в это время в Пскове, Ольгерд и Кестутий, отказались выступить против немцев, «а псковичем единем не мощно бяше помощьи изборяном». И вдруг неожиданно через десять дней, немцы, «не ведающе, что во Изборску воды нет», снимают осаду, сжигают осадные устройства и уходят — и, конечно же, «шмощию святыя троица и молитвою святого отца Николы.

История эта имела драматическое и символическое продолжение 13 апреля 1350 г. В понедельник святой недели князь Юрий Ви-товтович «возмя с собою попов святыа Троица и диакона и поиха в Изборск свящати церковь святого Спаса Преображения, у святого Николы на полатех». Полати, тем более придел на них,— явное свидетельство существования каменной Никольской церкви. Если освящение даже маленького придела на хорах памятного Юрию Витовтовичу храма проходило столь пышно, то в случае строительства самого храма после 1342 г. известие об этом не могло бы не попасть в летописи. Для уточнения и ощущения связанности реальных событий с небесным покровительством укажем, что посвящение придела обусловлено событиями 1342 г. Праздник Преображения, 6 августа, совпал с осадой Изборска, и его освобождение было, видимо, истолковано как еще одно свидетельство божественной поддержка.

Финал истории, которая начиналась как своеобразный триумф, неожиданно приобрел трагическое звучание. Через день, в среду на святой неделе, 15 апреля, под Изборском появились немцы; псковичи и изборяне выступили-против них и разбили, однако на первом же приступе был убит Юрий Витовтович: «бысть же тогда во Пскове скорбь и печаль велика; и проводиша князя все поповьство, положиша н во святей Троици».

Мы еще вернемся к разговору об эмоциональной атмосфере событий, а сейчас обратимся к описанию самого памятника, дошедшего до нас целиком, хотя и со многими переделками, дополнениями и искажениями.

Это небольшой храм в сравнении с предыдущими (14,5 × 11,55 м). На самом же деле мы впервые встречаемся здесь с обычным и для Новгорода, и для Пскова XIV в. размером. Ширина подкупольного компартимента — 3,4—3,5 м, он вытянут в поперечном направлении; его длина 3,1—3,2 м. Разбивка плана очень груба, апсида имеет сплющенную и скошенную форму, северный рукав креста глубже южного на 0,4 м (что вполне ощутимо при общих размерах порядка 3 м), даже северная и южная подпружные арки имеют разную глубину.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.