В жизни средневекового человека было немало трагических событий: войны, пожары, эпидемии

Главные улицы Запсковья

После Петрова дня через реку была переброшена деревянная стена, включавшая двое ворот с решетками. В 1540 г. были сооружены сразу три сохранившихся до наших дней каменных церкви в Пскове (Петра и Павла с Буя, Козьмы и Демьяна на Гремячей горе и Алексея-человека Божия в Поле), а в Печерском монастыре построили церковь Благовещения Богородицы. В 1543 г. в Пскове возвели храмы Спаса на площади и Иоанна Златоуста на Сокольей улице. Тогда же была поставлена Никольская церковь в Острове. В 1546 г. появились две новые каменные церкви на Завеличье — Стефановская в Мирожском монастыре и Св.

Читать далее...

Церковь Одигитрии

Однако степенные посадники регулярно отчитывались на вече о своей деятельности, а такие вопросы, как внесение изменений в законодательство, были предметом обязательного доклада на вече. Об этом говорится в ст. 106 Псковской судной грамоты: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Деятельность посадника проходила под контролем городской общины, при вступлении в должность посадник целовал крест и приносил присягу в том, что «ему судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстова-тися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись, а правого не погубити, а виноватого не жаловати, а без исправы человека не погубити ни на суду на вечи». Вече Парадоксальность феномена веча состоит в трудно совместимом противоречии между теоретическими представлениями и сведениями источников о нем.

Читать далее...

Церковь Покрова от Торга

Въезжий корм был строго регламентирован, и его размер составлял 2 рубля в Гдове, Изборске и Острове и 160 денег в Выборе и Дубкове. Коммутация въезжего корма — возможно, позднее явление, но регламентирован он был еще в эпоху независимости. Об этом говорит факт включения в Изборском, Островском и Выборском уездах в состав въезжего корма «посадничьей пошлины» в размере 200 московских денег (1 рубль) в Изборске, 100 псковских денег (1 рубль) в Острове и 60 псковских денег в Выборе. Из праздничных кормов в псковских пригородах взимался лишь один — рождественский — в размере московской деньги с главы семьи: «да со Гдовского уезда с селских людей со владычних и монастырских и церковных и с помещиковых со всех без обмены, чей хто ни буди, со крестьян на год на Рожество Христово с дву тысеч с пятидесят з дву человек з женатых людей с человека по денги по московской…». И строгая регламентация въезжего корма, и поголовный денежный сбор рождественского корма — уникальное явление, не встречавшееся в центральных уездах России. Причиной тому были особенности системы управлении Псковского государства, вечевые власти которого жестко контролировали доходы московских наместников в Пскове и пригородах.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Здесь соединились традиции историко-краеведческой деятельности и постепенного развития опыта историко-архитектурных суждений. При всей любви к отечественной истории и народовластию Пскова общественный вкус поначалу не обнаруживал понимания художественных ценностей средневековья. Прошлое казалось скудным и неподвижным, сохранившиеся постройки, с точки зрения культурного человека нового времени,—непонятными и примитивными. Не случайно история художественных оценок псковских довольно уничижительного высказывания Н. Н. Голицына: «. псковичи были поставлены именно в такие условия, которые развивали в них гражданскую государственную деятельность, не дававшую времени развиваться чувству или вкусу.

Старое Примостье

Князь и его аппарат органично сосуществовали с институтами города-государства. Политическое влияние наместника не исчерпывалось его личным административным и военным авторитетом, но питалось из разных источников. Социально-политические отношения в эпоху средневековья не исчерпывались эксплуатацией населения и насилием власти. Весьма важным для человека эпохи средневековья было поведение князя в критических ситуациях, даже тогда, когда от его личных усилий мало что зависело, и отсюда рос его авторитет как сакральной фигуры. Однако представители разных династий обладали различной совокупностью прав на властные полномочия.

Читать далее...