Нынешняя обмазка и побелка собора не соответствуют его первоначальным формам

Псковская архитектура XII в.

О строительстве в Пскове во второй половине XII в. мы не имеем никаких известий, скорее всего, оно и не велось. Но кажется убедительным предположение Н. Н. Воронина, что перенесение мощей Всеволода Мстиславича в Троицкий собор обусловлено заменой прежде деревянного Троицкого собора каменным. Собор часто упоминается в летописи после середины XIII в. , он является таким же символом города, как в Новгороде — София.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Расчлененность и подвижность формы создавались активностью объемной композиции. Контраст высоких рукавов креста и низких угловых частей мог бы стать причиной вертикального ритмического движения фасадов, однако огромная глава (ее диаметр несколько шире рукавов креста) властно берет на себя роль доминанты, и все движение превращается в нисходящее от главы. Надстройка западных углов сделала объем собора асимметричным, но доминирующая роль главы обеспечила цельность композиции. Контраст объемных структур смягчался ритмикой созвучных криволинейных очертаний закомаров и проемов, подчеркивавшихся росписью с имитацией клинчатой кладки.

Читать далее...

Троицкий собор

Пограничная война продолжалась: в начале марта они совершили нападение на восточное побережье Теплого озера. Были выжжены рыболовецкие исады, в том числе в Островцах, а 5 марта с помощью артиллерии немцы взяли Кобылий городок. Многие жители пригорода погибли, но большая часть (3985 человек, по сообщению летописи) были взяты в плен. В 1362 году обрушились своды старого Троицкого собора. Собор разобрали и в течение 1365— 1367 годов псковские каменщики создали его новое здание. Н. Н. Воронин высказал очень правдоподобное предположение, что руководителем этой постройки был мастер Кирилл.

Псковская архитектура XII в.

Принципиально то же происходит в архитектуре Грузии, если сопоставить соборы в Кутаиси, Алаверди — и Гелати. Традиция, проявившаяся при создании Спасо-Преображенского собора, хотя и не стала основной в деятельности новгородской артели, все же дала важнейший импульс к пересмотру существовавшего в княжеском строительстве типа храма. Мы хорошо знаем этот процесс по новгородской архитектуре второй половины XII в. , но он своеобразно отразился ив Пскове. Пожалуй, строительство в Пскове даже опередило события в самом Новгороде в силу нескольких обстоятельств.

Читать далее...

Псковское вече

Псковское вече, накрепко взявшее в свои руки верховную власть в Псковской земле, сделало Детинец центром вечевого управления, местом вершения важнейших государственных дел и связанных с ними обрядов. Вблизи Троицкого собора помещались сени, где заседал псковский правительственный совет, были канцелярия и архив веча, велось летописание, хранились государственная казна, печати, грамоты, государственные договоры и копии частных документов. В соборе совершались посажения на княжество псковских князей. На обширном пространстве в глубине Детинца, за собором, в многочисленных клетях, амбарах и житницах хранились запасы продовольствия, имущество, товары, все наиболее ценное, что опасно было держать па посаде. Псковичи теперь особенно строго охраняли Детинец.

Памятники последних лет XVII века

Но нет в нем того, что так ярко было выражено в предшествовавшем здании Троицкого собора, возникшем во время первого расцвета самобытной псковской архитектуры и усложнявшемся в продолжение двух с лишним веков дальнейшего ее развития. Нет в нем ни уникальности старого собора, единственного в своем роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова. Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя».

Псковская архитектура XII в.

И если зодчие не пошли по этому пути, то мы должны объяснить их выбор волей новых заказчиков. Некняжеский монастырь с его бытом и культурой, чуткими к духовному, созерцательному, сакральному, определил новые задачи искусства. Все глубже проникающее в жизнь Новгорода христианство встретилось не с княжеской, а с более широкой и демократической культурой. И первый раз встреча этих потоков в архитектуре проявилась при создании собора Антониева монастыря. Пока еще за исходный образец был принят княжеский тип храма, и, вероятно, при участии княжеских зодчих рождалась новая его интерпретация. Для нашего исследования очень важно акцентировать внимание на нескольких особенностях композиции здания — исчезновении крестчатых столбов, замене их более компактными восьмигранными, трехглавии, при котором две меньшие западные главы стоят в линии нартекса, отказе от п-образных хор. Очень важна впервые появляющаяся здесь (в новгородских памятниках) замена двух окон в верхней части центральных прясел боковых фасадов одним окном — со времен Софийского собора для средних прясел было характерно размещение двух пар окон в двух уровнях; специальные исследования Г. М. Штендера выявили замену верхней пары одним окном и формирование, таким образом, пирамидальной композиции из трех окон — два внизу и одно верхнее.