По следам на этих стенах видно, что первоначальный храм был окружен стрех сторон обычными для XVI века притворами, галереями и, быть может, приделами

Старинная штукатурка

Изразцовому поясу на барабане соответствовали черепичные покрытия глав. К притвору храма, снабженному обычными украшениями, примыкали с боков галереи, которые, может быть, были перекрыты сводами, так как над частью северной галереи стоял верхний придел. Ликвидация независимости Пскова сопровождалась акцией, имевшей большое символическое значение, — снятием вечевого колокола, который в ночь с 13 на 14 января был увезен дьяком Долматовым в Новгород.

Читать далее...

Памятники юго-западной части Полонища

И строгая регламентация въезжего корма, и поголовный денежный сбор рождественского корма — уникальное явление, не встречавшееся в центральных уездах России. Причиной тому были особенности системы управлении Псковского государства, вечевые власти которого жестко контролировали доходы московских наместников в Пскове и пригородах. Таким образом, особенности системы обеспечения наместников доходами в псковских пригородах свидетельствуют о гибкой политике правительственного аппарата Московского государства, ради сохранения «пошлины» жертвовавшего унификацией правовых норм. К группе, состоявшей из основного объема с двумя симметрично расположенными приделами, притворами и галереями, с левой стороны от западного входа примыкала приставленная к углу галереи звонница. Звонница замечательна прекрасными пропорциями и тонко найденным силуэтом. Секрет ее красоты заключен в значительной мере в очень удачно найденном утонении кверху ее стен и столпов, придавшем ей особенную стройность и подчеркнувшем ее высоту.

Гремячья гора

Современный облик в основных чертах она получила в последние годы XVII — начале XVIII века. К этому времени относятся ее глава с перехватом, четырехскатная крыша, закрывающий фреску над абсидами навес (теперь его уже нет), крайние боковые пристройки с типичными для конца XVII века прямоугольными абсидами и глухими декоративными главками. Крытая паперть перед западным притвором, по-видимому, конца XVIII или начала XIX века. Вл. В. Седов не доверяет прямому указанию летописи об окончании строительства Иоаннов Богословского собора в 1557 г. и, основываясь на известии Жития Саввы Крыпецкого, полагает, что собор строился в 1547—1555 гг. Главным аргументом историка архитектуры является ссылка на список настоятелей монастырей П. М. Строева, по сведениям которого Феоктист управлял монастырем в 1547—1554 гг. Вл. В. Седов отметил ошибку П. М. Строева в определении конечной даты игуменства Феоктиста, но категорически утверждает, что в 1557 г. Феоктист не был игуменом. Однако у нас нет источников, недвусмысленно об этом свидетельствующих; с другой стороны, псковский летописец утверждает обратное: в 1557 г. «свершена бысть церковь в Крыпец-ком монастыре святого апостола и еуангелиста Иоана Богослова игоуменом Феоктистом камена».

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Картина архитектурной эволюции XIV в. оказывается опять-таки достаточно гипотетической, акценты расставлены произвольно, сохранность церкви Михаила Архангела как памятника 1339 г. преувеличена. Ю. П. Спегальский жил во Пскове, он хорошо знал сами памятники, тонко ощущал выразительность их облика. Он сумел преодолеть некоторые сложившиеся стереотипы оценки и композиции и выразительности, имевшие своим истоком поверхностное «заезжее» восприятие. Распространенной точке зрения о постепенных достройках и обстройках первоначально ясных объемов церквей он противопоставляет мнение об изначальности их сложной ансамблевой композиции — с притворами, приделами, крыльцами, звонницами, которые с течением времени гораздо чаще не пристраивались, а уничтожались. Второе замечание касается выразительности самой каменной кладки. Исследователь отдает дань любованию живой поверхностью, пластикой стен, но он решительно возражает против абсолютизации эстетической ценности, часто существующей ее примитивной неправильности. Последнюю он связывает с плохой сохранностью, позднейшими деформациями и настаивает на иной эстетической выразительности оригинала: «Точность и чистота кладки, правильность очертаний арок, сводов, апсид, вертикальность углов в лучших постройках стали безукоризненными.

Читать далее...

Ближайшие окрестности Пскова

Рождественский собор, как уже было сказано выше (стр. 34), в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили росписью, а выше, в большой нише, занимавшей среднюю треть наружной стены, написали фреску, которая до Великой Отечественной войны сохранялась на чердаке, под крышей более поздних пристроек.

Читать далее...

Церковь Покрова от Торга

Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и с северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами. Ход в среднее подцерковье был из-под крыльца.

Первоначальная архитектура

О каменном строительстве в Пскове во второй половине 1560-х годов можно судить по тому, что в 1567 г. в важнейшую крепость был назначен специальный воевода «к городовому строенью и для суда князь Иван Звеиигородцкой». Лишь в 1570-х годах, когда военное напряжение в Ливонии и северной Белоруссии достигло апогея, а рост налогов обескровил северо-западные города, каменное строительство в Пскове стало сокращаться. Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны. Между тремя притворами шли соединявшие их галереи.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если учесть, что в архитектуре Пскова при всей мощи его укреплений и гармонической слаженности, устойчивости форм его крупных храмов нет стремления к грандиозному, официальному, устрашающему и суровому, то в целом картина города оказывается удивительно приветливой. Подобное ощущение сохраняется и в наши дни, оно, конечно, было намного сильнее в XVI столетии. Хочется снова подчеркнуть еще одну особенность города, проистекающую из его географического положения, но оказавшуюся очень созвучной природе его искусства,— это его открытость, «доверчивость», обращенность к реке, ибо все храмы обращены к ней западными фасадами; крыльца, притворы, порталы, звонницы — все глядело в эту сторону. Сохранившиеся изображения Пскова на иконах свидетельствуют о том, что указанные особенности речных панорам города, его общего облика хорошо осознавались и фиксировались общественным сознанием. Пскову в истории русского искусства принадлежат явления культуры духовно сосредоточенной, эмоционально доверчивой и богобоязненной, порожденной сознанием людей, волей судьбы острее, нежели в других русских землях, понимавших неустойчивость и тревожность бытия. Драматизм искусства XIV в. , светлая надежда XV столетия, ощущение силы, достоинства, духовного напряжения на рубеже XV—XVI вв. породили прекрасные произведения архитектуры, донесшие до нас дух эпохи в живом художественном выражении.

Читать далее...

Храм Николы от Каменной ограды

От старого придела осталась только абсида с окнами и голосниками, остальные его части перестроены в XIX веке. За~ падный притвор и старые галереи сломаны в XIX веке и вместо них сделаны новые пристройки. Звонница также не сохранилась. Лишь древний сход в подцерковье остался нетронутым. Юго-западнее храма стоит надгробная часовня конца XVI — начала XVII века.

Читать далее...