Внешний вид Никольской церкви искажен, к сожалению, значительно больше, нежели ее интерьер

Псковское вече

Административными центрами концов были церкви. В церковных приделах располагались кончанские архивы, казна, трапезные, где по праздничным дням устраивались совместные пиршества — «братщины». Между берегом реки Великой и Великой улицей (ныне совпадает с ул. Советской) находилась территория Опоцкого конца с центром в церкви Никрл ы со Усохи. К Опокам примыкал Городецкий конец с церковью Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Следом шел Остролавицкий конец, где стояла церковь Георгия на Болоте в Острой лавице, а вдоль реки Псковы тянулся Боловинский конец с центром в церкви Петра и Павла с Буя.

Читать далее...

Четырехстолпные храмы

Некоторые из таких известняков очень мягки. Псковские каменщики пользовались этим для создания орнаментации своих построек. Перекрывая отверстие окна в барабане церкви двумя наклонными плитками, каменщик укладывал над ними еще такие же ровные плитки, но выдвигая их на несколько сантиметров за лицо стенки, и таким образом получалась «бровка». Если наружная часть окна была расширена и расширение перекрывалось арочкой, то и бровка получалась закругленной.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Она ощущается и в главе, где широкие простенки делают барабан тяжеловесным и несколько глухим (по диаметру глава равна главе Георгиевской церкви, но здесь было сделано четыре окна, а там — шесть). Церковь представляется памятником, примитивизирующим тип церкви Георгия, а в решении фасадов испытавшим влияние той острой асимметрии, которая проявилась впервые на фасадах Богоявленской церкви. Этим и определяется, видимо, се датировка, не выходящая все-таки, с другой стороны, за 1510 г. Что же касается церкви в Старых Прудах, то она может быть отнесена и к последующими десятилетиям XVI в. Ее устройство на подклете, упрощение декоративной обработки фасадов (отсутствие декоративных поясов на боковых апсидах, превращение арочного обрамления средней апсиды в замкнутый мотив трех арок, неверно отождествляемый В. В. Седовым с формами церкви Козьмы и Дамиана с Примостья) заставляют вывести ее за рамки рассматриваемого периода.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Они в Пскове всегда равноправны, здесь же бегунец становится выше и приобретает значение главного элемента, поребрик как бы окаймляет его сверху я снизу, образуется целостная тройная полоса. Происходят отчетливые изменения в самом поребрике, ячейки которого становятся вертикальными, это было заметно и в церкви Ризположения и совершенно отлично от псковских поясов, где ячейки или квадратны, или горизонтальны; движение поребрика в Пскове поддерживается ориентацией ячеек, в Москве же горизонталь пояса как бы пронизывается энергией частых вертикалей его элементов. Благовещенский собор имеет ступенчатое сводчатое завершение рукавов креста, и поэтому очень интересно сравнить его структуру с устройством церкви в Мелетове. Поражает удивительная прозрачность и четкость Благовещенского собора, широкие арки уничтожают стены рукавов креста и выявляют, подчеркивают непрерывность движения топких подкупольных столбов. Последние завершаются капителями-полочками, и поэтому в структуре верха совершенно отчетливо проявляется деление (характерное и для раннемосковских построек) на своды рукавов креста и повышенные подпружные арки, причем ступень (степень) этого подъема совсем не так пропорционально значима, как в церкви Успения.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

В заключение обратим внимание на устройство боковых алтарей Покровской церкви, где в широких нишах, перекрытых щипцовыми арками, помещены сужающиеся окна; удивительна смелость и уверенность всех форм. Справедливо наблюдение В. Д. Белецкого, подкрепленное мнением такого опытного реставратора, как Г. М. Штендер, о том, что похожих форм нет в Новгороде и что более всего они напоминают крепостные бон. Можно указать и на очень близкую аналогию — бои в угловой башне Крома, Кутекроме. Она точно датирована 1400 г. , что служит дополнительным подтверждением даты Покровской церкви. Подобную форму боев М. X. Алешковский датировал не ранее 1387 г. Подводя итоги рассмотрения столетия, фактически сформировавшего город, определившего художественные образы и выразительный язык псковского искусства, мы прежде всего должны подчеркнуть сугубую предположительность наших, да и всех существующих теорий. Не подлежит сомнению, что возводились одновременно церкви всех типов.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Здесь конгениально материалу изумительное сравнение летописца, счастливо увиденное и использованное Н. Н. Ворониным: «лед стал наборзе не ровно, как хоромы». Особенностью Богоявленской церкви, как уже указывалось, являются большие и высокие камеры на хорах. Чтобы скрыть их за фасадными фронтонами, надо было поднять на фасадах кладку боковых прясел и придать фронтонам пологие очертания. Поэтому декоративные арочки западных прясел боковых фасадов взбегают необыкновенно высоко, трехлопастные завершения в центре оказываются резко просевшими вниз. Движение всех малых арочек на фасадах теряет единство, разбивается на отдельные мотивы в каждом прясле.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В барабане шесть окон, он завершается поясками и тройными арочками с гладкой поверхностью над ними, в XVII в. выше положены два ряда изразцов. Особенности архитектуры церкви имели уже две попытки специального объяснения. Обе исходили из признания этих особенностей новгородизмами — имелись в виду одноапсидность храма, квадратные подкупольные столбы, пониженные подпружные арки, обе связывали это с особенностями заказа и посвящения храма новгородскому святому. К. К. Романов писал об идеологической основе заказа - насаждении культа святого, становившегося общерусским и распространявшегося московским влиянием. В. В. Седов считал новгородизмы стремлением подражать особенному образу новгородского храма, как знака места подвижничества святого. Обе точки зрения очень интересны, ибо выявляют малоизученные аспекты социально-культурной и художественной ситуации и пути формирования художественного образа в архитектуре. Однако следует указать на обстоятельства, пока препятствующие этим точкам зрения преодолеть свой характер соблазнительных гипотез.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Для понимания художественных взаимосвязей важно подчеркнуть, что взаимодействие шло не на уровне официальном и как бы государственном, а на уровне обыденной жизни, церковной и монастырской. И именно поэтому кажется возможным предположить, что ступенчатые своды проникли в псковские памятники не через главный городской собор, а через церкви приходов и погостов, отсюда и лишенная какой-либо официальности выразительность новой структуры в Мелетове, удивительная естественность ее вхождения в традиционную композиционную систему. Произошло это, видимо, во второй четверти XV в. В Мелетове, во всяком случае, старое и новое еще неразрывно соединено, памятники 1490-х годов уже потеряют эту неразрывность и сделают решительный выбор в пользу новых черт. В Успенской церкви в Мелетове подъем центральных арок увеличивает подкупольное пространство, его физические размеры и структурную роль; храм по всей своей ширине и длине как бы включается в целостность объединенного центрической композицией сводов пространства. Здесь, по существу, нет арок.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов. Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника. Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков. Наше сомнение, естественно, не более доказательно, чем выбранная исследовательницей позиция, но существуют и иные аргументы. В. Д. Белецкий обнаружил линзы остатков строительства храма 1398 г. и стены 1404 г. , но он не обнаружил основного для него слоя — 1352 г. Живопись церкви датирована им 1353—1355 гг. , но это невозможно стилистически. Она относится к мощной, характерной манере живописи последних двух десятилетий XIV в. , и ее зависимость от известных и в византийском искусстве, и в Новгороде образцов безусловна. В. Д. Белецкий фиксирует разрушение живописи и находки ее фрагментов под храмом № 8 и под слоем строительства 1398 г. В случае возведения храма № 8 в XVI в. это было бы уже Неудивительно, наличие же фрагментов «той же самой живописи» под слоем 1398 г. пока только декларировано и не представлено необходимой по подробности и убедительности документацией. Наконец, кажется невероятной сама возможность каменного строительства в 1352 г. , особенно достаточно значительного по размерам и сложного.

Архитектура первой половины XIV в.

Все остальные соотношения зависят от размеров стен, столбов, формы столбов и межапсидных простенков, которые, как нам кажется, никогда не являются результатом пропорциональных изысканий, а определяются из соображений практических, конструктивных и функциональных. Разбивка планов этим способом чаще всего точно совпадает с реальными планами псковских церквей, и никогда ошибка не превышает 30 см, что совершенно укладывается в наблюдаемые допуски, отклонения в построении однотипных форм. Сильный вынос апсиды церкви Михаила Архангела, ее несколько увеличенные, не полуциркульные очертания находят аналогию в апсиде церкви Михаила на Торгу в Новгороде 1300 г. И в ней, и в псковском памятнике лопатки, соответствующие восточным столбам, сдвинуты с их оси к западу, соотношение весьма редкое. В апсиде псковской церкви небольшие окна расположены высоко и не на средней оси — соотношение, аналогичное приемам новгородской архитектуры.

Типы псковских храмов XV века

Поскольку дальше в летописи идет речь о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее сентября 1487 г. Приделами назывались небольшие храмики, прикомпоновывавшиеся к церкви снаружи. Распространенное мнение, будто старинные псковские церкви постепенно обрастали приделами, неверно. Правда, в конце XIV — начале XV века к реконструировавшимся старым храмам, например церкви Михаила в Городце и Троицкому собору, пристраивали приделы, но храмы XV и XVI веков компоновались и строились одновременно с их приделами, а впоследствии только теряли их. Приделы связывались между собой и с входом в главный храм закрытыми галереями. В таких случаях западный притвор храма получал с боков широкие проемы с арками, опиравшимися почти всегда на закругленные полустолбы у западной стены храма. Перекрытия галерей обычно были деревянными и, видимо, были наклонными, служа одновременно и основой для кровли.

Читать далее...