Продолжалось и строительство кончанских и уличанских храмов

Псковская архитектура XVII века

То же можно сказать и о псковских храмах XVII века — скромность и простота их были рассчитаны на контраст с богато убранными иконостасами, драгоценной сверкающей утварью и пышным облачением священнослужителей. В XVII веке в Пскове церковное строительство выразилось главным образом в ремонтах и частичных перестройках старых церковных зданий. За весь век в Пскове было построено всего немногим более десяти новых церквей (из них половина на месте разрушенных старых). Но зато почти все старые храмы подверглись переделкам. Пять храмов XVII века дошли до нашего времени, но все они переделаны и, за исключением Троицкого собора и церкви Одигитрии на Печерском подворье, настолько не изучены, что вполне отчетливого представления о церковной архитектуре Пскова того времени у нас нет.

Читать далее...

Гремячья гора

Однако у нас нет источников, недвусмысленно об этом свидетельствующих; с другой стороны, псковский летописец утверждает обратное: в 1557 г. «свершена бысть церковь в Крыпец-ком монастыре святого апостола и еуангелиста Иоана Богослова игоуменом Феоктистом камена». Еще одним аргументом Вл. В. Седова является ссылка на его собственное заключение о том, что «огромное количество мастеров в 1555 г. было вызвано для строительства в Казани, и строительство в Псковской земле замирает». Однако ссылка на вывод, который сам нуждается в обосновании, с нашей точки зрения, некорректна. Полагаем, что Иоанновский собор Крыпецкого монастыря вполне мог строиться 10 лет— с 1547 по 1557 г. , ведь затяжное строительство легко объясняется трудностями доставки материалов через болота и топи. Начавшаяся в 1558 г. Ливонская война и беспрецедентный по последствиям пожар стимулировали крепостное строительство в Пскове и его округе в 1560-х годах. 28 апреля 1562 г. Псков вновь оказался охвачен огнем; выгорели Полонище, территория Торга, Запсковье. Особенно опасным для города оказался пожар в Кремле, где взорвался порох, хранившийся в погребах; взрывом разрушило крепостную стену, шедшую вдоль реки Псковы.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

В Смоленске на рубеже XII—XIII вв. не было трехапсидных церквей. Это заставило Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта задуматься — не было ли строительство собора XII в. начато еще Всеволодом Мстис-лавичем? Подобную точку зрения поддерживает и В. В. Седов. Три апсиды могли быть связаны с местной и новгородской служебной традицией в конце XII в. , или же они появились в 1360-е годы. Все подобные вопросы необходимо иметь в виду при дальнейших исследованиях собора, наиболее актуальными остаются архитектурно-археологические, могущие доказательно восстановить историю уникального и важнейшего памятника. Без ответа остается и главный вопрос — имел ли Троицкий собор ступенчатые повышенные своды рукавов креста? Их не было в памятниках Смоленска, они не согласуются с крестообразными столбами, при которых выступающая лопатка «автоматически» переходит в пониженную подпружную арку. В. В. Седов считает, что Троицкий собор подвергся еще одной капитальной перестройке около 1420 г. , когда он под влиянием Москвы получил повышенные своды.

Каменные храмы

Четвертая обыденная церковь появилась в Пскове во время эпидемии 1465 г. : «…посадники псковския и вси мужи псковичи с своими отцы священники, с пятьми соборы, священноиноки, священники и диаконы, видяще належащую скорбь и печаль на людех, по благословению отец наших священников совершиша церковь преподобнаго отца нашего Варлама, иже на Хутыне в Великом Новеграде, в един день и освящена бысть, месяца декабря в 8 день…» В Погодинском списке Псковской 1 -й летописи содержится уточнение, что церковь поставили на Званице; ясно, что в данном случае подразумевается Варлаамская церковь на Запсковье. Эпидемия 1487 г. стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом — 6996-м. Поскольку дальше в летописи идет речь о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее сентября 1487 г. Приделами назывались небольшие храмики, прикомпоновывавшиеся к церкви снаружи.

Кончанские церкви

В Окольном городе возникали новые концы; на территории Полонища в XVI в. упоминается Полонисский конец. На Запсковье в 1480-е годы упоминаются еще два конца — Богоявленский с центром в церкви Богоявления с Запсковья и Козьмодемьянский с центром в церкви Козьмы и Демьяна с Примостья. В XV в. рос посад и на Завеличье. Уже в первой половине XIV века началось строительство кончанских церквей. После того как городское вече обосновалось в Детинце, под покровительством храма святой Троицы, было естественно и кончанским боярам и «лучшим людям» подумать о «небесных покровителях» и святынях своих концов. Строительство церквей началось в Застенье, то есть в части посада, обнесенной уже каменной крепостной стеной.

Читать далее...

Деревянная архитектура Пскова XVI века

За время, протекшее после разорения Пскова в Ливонскую войну и в разруху начала XVII века, брошенные хозяевами палаты пришли в полную негодность и, очевидно, были сломаны. Но мы можем судить о них, сопоставляя сохранившиеся монастырские жилые здания XVI века с наиболее старыми из псковских купеческих палат XVII века. Общие особенности этих построек — обширная повалуша, занимающая весь верхний этаж, складские помещения под повалушей, а над ней — жилые деревянные этажи. Каменное купеческое строительство могло развиваться в XVI веке лишь до конца 60-х годов. Внутренний кризис, а затем Ливонская война прекратили его. Возобновилось оно в Пскове, видимо, не ранее второго десятилетия XVII века. Купеческими и монастырскими палатами каменное гражданское зодчество в Пскове XVI века не ограничивалось.

Читать далее...

Главные улицы Запсковья

В1527—1530 гг. «приведения гости», то есть переселенные в Псков москвичи, упорно пытались построить на месте «обыденной» церкви Варлаама на старом торге каменный храм. Первое здание рухнуло «небрежением приятелей», то есть компаньонов, второе было освящено 2 февраля 1530 г. Осенью 1533 г. поставили каменную церковь Дмитрия Мироточивого в Поле,,а 5 октября 1534 г. была освящена Пятницкая церковь в одноименном монастыре в Бродах. Новое оборонительное строительство развернулось в годы Сгаро-дубской войны 1534—1537 гг. В 1535 г. был отремонтирован большой участок стены, шедшей вдоль реки Великой — от Смердьей башни до Буркова костра. С восточной стороны крепости закрыли вход в город по течениюПсковы, соорудив верхние решетки. На литовской территории, к югу от Опоч-ки, на крутом холме у озера была построена крепость Себеж. Наконец, 6 декабря 1535 г. освятили каменную церковь Николы со Усохи.