Размеры срубов оставались очень разными, их не старались выравнять

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Церковь Николы с Гребли примерно таких же размеров — 7,4 × 8,4 м, причина удлинения наоса для расширения алтаря здесь та же, что и в церкви Тимофея. Но если там столбы стоят симметрично относительно стен наоса, то здесь, как обычно, все четыре столба смещены к востоку, восточный и западный рукава равны по глубине. О внутренней структуре церквей можно только догадываться, но малые размеры не должны были служить препятствием к устройству обычных двухъярусных угловых компартиментов. Теперь мы обратимся к анализу самого сохранившегося и развитого памятника Довмонтова города — церкви Покрова. Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы.

Каменные амбары и лавки

Второй этаж Стрелецкого приказа был перекрыт деревянными потолками. Все помещения Приказных палат перекрыты сводами. Характерной принадлежностью зданий этого рода были крыльца, которым, судя по Приказным палатам, придавались большие размеры и торжественная композиция, что соответствовало назначению этих построек. Кроме этих двух, были еще и другие каменные здания административного назначения, например, палаты для площадных подьячих, Казачий приказ на площади Старого торга.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Произошло это, видимо, во второй четверти XV в. В Мелетове, во всяком случае, старое и новое еще неразрывно соединено, памятники 1490-х годов уже потеряют эту неразрывность и сделают решительный выбор в пользу новых черт. В Успенской церкви в Мелетове подъем центральных арок увеличивает подкупольное пространство, его физические размеры и структурную роль; храм по всей своей ширине и длине как бы включается в целостность объединенного центрической композицией сводов пространства. Здесь, по существу, нет арок. Если в Москве всегда выделены столбы, их роль подчеркнута профилированными плитами-капителями, и поэтому мы всегда чувствуем поднимающуюся от капителей арку, говорим о повышенных подпружных арках, то здесь сама ровность и непрерывность поверхностей в средней зоне полностью уничтожает ощущение столба, четкой и кристаллизованной угловой опоры.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Как обычно в Пскове, это связано не с какой-то особой престижностью заказа, а с осуществлением общественного решения руководителями городской администрации. По размерам церковь невелика, но все же не принадлежит к самым маленьким, она больше аналогичных ей по плану церквий № 1, 2, 4 Довмонтова города. Внутренние размеры ее почти квадратного помещения 8,6 × 8,5 м. Если разделить эту ширину на три, мы получим 2,87 м, сторона подкупольного квадрата реально равна 3—3,1 м. Столбы как бы отодвинуты от центра на 10 см. Не совсем обычна разбивка восточной части, восточные простенки вимы от межалтарных проходов до заплечиков апсиды увеличены, восточный рукав оказывается на полметра длиннее западного.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Восточные столбы, как и положено, сдвинуты к востоку примерно на 60 см, на половину толщины восточной стены. Из-за подобных перемещений подкупольное пространство увеличилось по отношению к исходному модулю и приобрело прямоугольные очертания, его размеры 3,47 и 3,58 м (поперечные) и 3,7 м (продольные). Апсида резко увеличена по ширине, которая достигает 4,2 м, из-за этого стены вимы резко расширяются к востоку. Подобный прием распространен при сооружении маленьких церквей, особенно одноапсидных, с сокращенной площадью алтаря.

Ансамбль подворья

Не случайно колокольня обращена в сторону ворот. Изнутри храм Одигитрии, как и теперь еще можно заметить, выглядел грандиозным. Его крупные размеры и здесь были хорошо выявлены благодаря очень умело преувеличенному масштабу. Мощь восьмигранных столпов была подчеркнута превышающими рост человека четырехугольными постаментами у их основания.

Читать далее...

Псковские керамические памятные плиты XVI века

Однако живописность зданий от этого не пострадала. Псковские зодчие в это время с особенным мастерством пользовались живописной асимметричной компоновкой, позволявшей им бесконечно разнообразить облик храмов. Звонницы они ставили не по оси церкви, а сбоку, даже приделы иногда делали разными или заменяли с одной стороны придел палаткой, свободно прикомпоновывали часовни или сходы в подцерковья, иногда поворачивая их под случайными углами к оси здания. Строя звонницы, они не выравнивали толщины столбов и размеры пролетов, а подчеркнуто делали их неодинаковыми, сообразуясь лишь с весом и величиной колоколов. В то время псковские зодчие обладали блестящим умением создавать впечатление больших размеров постройки, смело вводя в ее объемную композицию миниатюрные дополнительные части. Столь же выдающимся было их умение выгодно располагать здания на местности и необычайно развитое чувство ансамбля.