Окулича-Казарина, здесь трагические военные годы не оказались для Пскова столь жестокими, как это случилось в Новгороде

Главные улицы Запсковья

15 августа 1521 г. освятили едва уцелевший от пожара храм Успения с Пороменья36,26 октября 1525 г. была освящена возведенная на месте каменного храма XII в. (приблизительно 1140 г. ) церковь Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе. В 1525— 1526 гг. по указу великого князя строили оборонительный комплекс на Гремячьей горе. В 1525 г. сооружался тайник — вырубленные в скале и перекрытые сводами подземные помещения на, случай полной блокады гарнизона башни. В 1526 г. была возведена «стрелица» — собственно башня, полностью господствовавшая над местностью и сделавшая этот участок обороны Пскова неуязвимым. В1527—1530 гг. «приведения гости», то есть переселенные в Псков москвичи, упорно пытались построить на месте «обыденной» церкви Варлаама на старом торге каменный храм.

Читать далее...

Зеркало на стену - интернет-магазин Москва http://www.domosti.ru/.

Каменная гражданская архитектура

Из Пскова были изгнаны княжеские тиуны («…а кои и были люди во Пскове Ярославли, тех псковичи выгнаша изо Пскова»), а вскоре Ярослав утратил и новгородский стол. Он вернулся в Новгород лишь 30 декабря 1230 г. , а в течение 1231 г. князь смог восстановить контроль и над Псковом, посадив здесь в качестве наместника тысяцкого Вячеслава. Однако уже в 1232 г. город был захвачен группировкой новгородских бояр во главе с бывшим посадником Борисом Негочевичем, а Вячеслав попал к ним в плен. В ответ Ярослав арестовал оказавшихся в Новгороде псковских гостей с товарами, и летом 1232 г. между Ярославом и псковичами шли переговоры, сопровождавшиеся торговой блокадой Пскова. В конце 1232 г. («на зиму») псковичи признали сюзеренитет Ярослава и получили в качестве наместника его шурина — князя Юрия Мстиславича.

Архитектура первой половины XIV в.

В Пскове же замкнутая крестообразность внутреннего центрального пространства имеет своим истоком формы соборов Мирожского и Снетогорского монастырей. Подобное же влияние Г. В. Алферова справедливо прослеживает в новгородских памятниках второй половины XIV в. , но в Пскове оно проявляется раньше и непосредственно, без новгородского посредничества. Предвосхищая дальнейшее, отметим странность ситуации: Никольская церковь похожа на памятники Новгорода 1360—1380-х годов, в то время как памятники Пскова второй половины XIV в. обнаруживают неожиданное сходство с более ранними новгородскими постройками. Это свидетельствует и о родственности художественных явлений, и об определенной самостоятельности их эволюции. Двухъярусность деления угловых частей выявлена в западном Рукаве креста устройством настила хор и арками прохода. Восточные камеры глухие, над жертвенником — на деревянном настиле, над диаконником — на сводчатом перекрытии.

Псковское вече

Из данного летописного фрагмента хорошо видна иерархическая структура городского населения: псковичи, видимо, живущие за стеной 1374/ 1375 г. , внушают посажанам — жителям Полонища и Запсковья — мысль о необходимости сооружения крепостной стены, что те и делают за счет собственных средств. После постройки новой стены пространственное деление города сохранилось: в отличие от окруженного стеной 1374/1375 г. Среднего города Полонище и Запсковье стали именовать городом Окольным (впервые названия Среднего и Окольного города появляются в летописи под 1510 г. , но маловероятно, что они не употреблялись раньше). Но, как предполагал М. Х. Алешковский, социальное положение бывших жителей посада с постройкой новой стены изменилось, и они приобрели статус «псковичей», участвовавших в вечевых собраниях. Кольцо каменных укреплений было для Пскова, как и для всякого средневекового города, символом независимости, а для людей, живших за стенами, знаком их принадлежности к привилегированной части населения. В Окольном городе возникали новые концы; на территории Полонища в XVI в. упоминается Полонисский конец.

Псковская архитектура XII в.

Верхний пояс окон имитируют ниши в малых закомарах, употребление ниш связано с некоторым воздействием (после Мирожского собора, где ниш нет) новгородских традиций. Если во многих деталях собора видно развитие приемов, знакомых нам по монастырским соборам Новгорода и Пскова, то трехглавие, совпадая количественно с теми же новгородскими предшественниками и будучи этим с ними связанным, по соотношению и размещению глав следует более ранним — Софийскому и Николо-Дво-рищенскому соборам. Группа симметрична, малые главы поставлены рядом с центральной; следуя новгородским соотношениям, они равны по высоте барабану центральной (в то время как в Киеве и Чернигове барабаны малых глав поднимаются только до шелыг сводов рукавов креста).

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Высочайший эстетический уровень эпохи начала XX в, произошедшее в ней освобождение художественного начала из-под гнета примитивного сюжетного гуманизма и демократизма, расцвет литературы стали причиной не только достаточной полноты публикаций, но и большой тонкости, яркости, образности многих характеристик. Очерк об архитектуре Пскова был написан самим И. Э. Грабарем. Он имеет компилятивный характер и основывается прежде всего на работах В. В. Суслова, а также В. Смиречанского и П. П. Покрышкина. Автор, с сожалению, взял все опрометчивые ранние датировки В. В. Суслова, да еще и включил в XIV в. такие постройки XVI в. , как церкви Анастасии, Козьмы и Дамиана с Гремячьей горы (с датами 1377 и 1383 гг. ), а лучшим памятником XIV в. вопреки известной ему дате 1561 г. с решительностью вольного художника объявил церковь Сергия с Залужья. С точки зрения научного суждения авторская концепция не выдержит современной критики, но широкой публике был впервые в прекрасном издании с увлечением представлен столь полный материал, что и определило достойное место «Истории русского искусства» в общем развитии историко-культурного самосознания общества.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Конечно, два замечания не могут охарактеризовать в полной мере облик псковского храма, но они знаменуют стремление к новому взгляду, проистекающему из более внимательного и глубокого знания материала. Как бы вне линии специального исследования церковной архитектуры Пскова появилась небольшая книга В. В. Косточкина, много сделавшего в деле изучения крепостного зодчества псковского края. В ней автор не побоялся спокойно и внимательно описать Никольскую церковь в Изборске как памятник первой половины XIV в. и этим ввести ее наконец в поле зрения историков архитектуры, При крайней редкости сохранившихся памятников XIV в. в круг исследований сразу вошло сохранившееся, хотя и с переделками, здание — собственно говоря, вслед за собором Снетогорского монастыря, второе для этого столетия.

Читать далее...

Фресковая роспись стен

До Великой Отечественной войны существовала еще монастырская церковка Никиты в поле, построенная в 1470 году. От первой половины XV века до нас дошел лишь один памятник псковского церковного зодчества — храм Василия на Горке. Он свидетельствует о больших изменениях, происшедших в архитектуре Пскова за вторую половину XIV века. Четверик храма завершался, как и в первых кончанских храмах, тремя полукружиями с каждой стороны и был покрыт по этим полукружиям. Но три абсиды с восточной стороны, высокое подцерковье, галереи, охватывавшие четверик с трех сторон, приделы, обработка абсид «валиковыми разводами», пояса орнамента из впадин на абсидах и барабане, обработка притвора пятилопастной дугой —- все это приемы, которые только начинали входить в архитектуру Пскова.

Архитектурные приемы

В отечественной науке второй половины XX в. имел место схематичный, упрощенный подход к объяснению места князя в политической системе Господина Пскова. Утверждалось, например, что в государственном аппарате «феодального Пскова» князю «отводилась самая незначительная роль: он лишь предводительствовал конным отрядом…». На самом деле, как это показано в трудах Ю. Г. Алексеева, княжеская власть была неотъемлемым атрибутом всех государств Древней Руси, в том числе Новгорода и Пскова1. Помимо организации обороны города князь и его представители выполняли важнейшую функцию судебного арбитража.

Читать далее...

Памятники последних лет XVII века

Проект реставрации выработан на основе изучения материалов, которые позволили детально, с исчерпывающей точностью установить былой вид укреплений Крома и Довмонтова города. Можно посетовать лишь на то, что в ходе реставрации были допущены некоторые отступления от проекта и что до сих пор не переделана неудачная реставрация Першей и Смердьей башни, выполненная в 1866 году. «Брань о смердах» «Брань о смердах» — один из наиболее полно изученных эпизодов в истории средневекового Пскова. В первой и второй Псковских летописях ход событий 1483—1486 гг. представлен следующим образом30. 6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников.

По памятникам города

В старину, когда на окраинах Пскова не было крупных строений, золоченая большая глава старого собора была видна почти из всех окрестностей. Она являлась символом самого Пскова и его власти над псковской землей. «Увидеть верх живоначальные Троицы» на языке псковичей значило побывать в Пскове. Хотя на Крому не сохранилось памятников древнейшей поры существования Пскова, само это место говорит о далеком прошлом. Когда видишь обветшалые склоны кромской скалы, потерявшие былую крутизну, засыпанные землей и заросшие травой, среди которой кое-где проглядывают еще поросшие мхом одряхлевшие пласты известняка, невольно начинаешь думать об истории этого примечательного места, так много видевшего на своем веку. Хочешь представить себе, как на берега Великой пришли славяне, как они поселились на верху этой горы, как под защитой тына на ней жил первый псковский князь с его дружинниками и многочисленной простой «чадью», как шумело у подножия собора общегородское вече, как кипела напряженная жизнь центра псковского государства, как она была прервана драматическими событиями 1510 года, как полыхало пламя пожара и потряс кромскую скалу взрыв порохового склада в разгар борьбы «больших» людей с беднотой Пскова в 1609 году. Стараешься мысленно воссоздать облик этого места в давно прошедшие времена — прежнюю полноводную Пскову, запруженную ладьями и парусными судами, былую Великую, подмывавшую своими волнами каменный отвесный обрыв Крома, дремучие леса, подходившие к ее берегам.

.......................................................................................................................