Новгородский помещик Вотской пятины

Суздальские князья

Но затем он и его брат Иван отстраняются от дел (до смерти Елены Глинской в 1538 г. ). В. В. Шуйский был одним из виднейших деятелей боярского правительства 1538 г. Летом этого года он женится на дочери царевича Петра (внучке Ивана III), закрепляя родственные узы с правящей династией. Его дочь была замужем за кн. И. Д. Вельским. Умер Василий Шуйский в ноябре 1538 г. У Василия Васильевича было два брата: Дмитрий, очевидно рано умерший , и Иван. Брат князя Василия Немого Иван впервые появился в разрядах в 1502 г. , причем уже вторым воеводой большого полка новгородской рати. В Литовской кампании 1507—1508 гг. он занимал еще сравнительно скромное положение второго воеводы правой руки. В мае 1512 г. он рязанский наместник. С 1514/15 г. , в 1517 г. и по март 1518 г. И. В. Шуйский наместничал во Пскове (как когда-то его отец).

Читать далее...

Пушечный амбар

В палатах Ямского был применен почти тот же прием. Но даже немногие сохранившиеся акты свидетельствуют, что формула «одерень» и в собственно новгородских землях используется вплоть до конца 1470-Х годов. В купчей Есипа Ивановича на землю на Вишере, датированной В. Л. Яниным 60—70-ми годами XV в. , оборот «одерень» употребляется дважды — и при констатации факта внесения денег, и в заключительной клаузуле10.

Новосильцевы

Как установил Веселовский, именно В. И. Китай («Василий Иванович») назван как боярин на докладе у Ивана III около 1474—1475 гг. В апреле 1475 г. В. И. Китай ездил с дипломатической миссией в Литву. В конце 1475 г. он назван среди бояр Ивана III во время его похода «миром» в Новгород. В. И. Китай наместничал в Торжке в 1477 г. В феврале 1478 г. вместе с Иваном Зиновьевичем оставлен наместником в Новгороде , где находился, очевидно, до конца 1480—февраля 1481 г. , когда в Новгороде наместничали уже другие лица. Сын В. И. Китая Дмитрий Китаев в 1494 и 1511 гг. присутствовал на приеме литовских послов. Около 1500 г. описывал Вотскую пятину. В 1513—1514 гг. участвовал в Смоленских походах.

Потомки Редеги

Сын старшего сына Кузьмы (Андрея Дурного) Иван был отдан «в приданые» с Еленой Ивановной в Литву (1495 г. ), а его сын Михаил служил позднее Василию Шемячичу в Стародубе. Брат Ивана Леонтий получил поместье в Новгороде. Внуки второго сына Кузьмы (дети Василия Щетины) также стали новгородскими помещиками Шелонской и Бежецкой пятин. Дети четвертого сына Кузьмы (Михаила Кошкара) Степан и Дмитрий Кривой входили в состав двора кн. Юрия Ивановича Дмитровского. Племянник Кузьмы Глебовича Яков Иванович Курица служил дворецким в Ростове у княгини Марии (около 1470—1478 гг. ).

Новгород-Северское княжество Василия Ивановича Шемячича

В 1522 г. Василий III, прибыв на Коломну, «въсхоте» послать Шемячича и воевод на Мухам мед-Гирея , но поход не состоялся. Тогда новгород-северского князя обвинили в измене и вызвали в Москву. Он согласился приехать туда лишь после того,как получит охранную грамоту, скрепленную «клятвою государя и митрополита».

Читать далее...

По памятникам города

Отразившиеся в акте реалии несовместимы с представлением о смердах XV в. как о полурабах, проживавших в княжеских селах, передаваемых городом «в кормлю» князьям. Скорее, этим реалиям соответствует статус лично свободного сельского хозяина, чьи земли и «прикупки» легко выделяются из общинных угодий, в том числе для продажи. В договорной грамоте великого князя Литовского Казимира с Псковом 1440 г. термин «смерд» употреблен в контексте упоминания представителей лично свободного населения: «А межи собою будучы в любви, за холопа, за робу, за должника, за поручники, за смерда, за татя и за розбойника не стояти ни мне, ни вам, а выдати по исправе». К тому же упоминание смерда в этом акте носит явно трафаретный характер, подобный упоминанию смерда в договорных грамотах Новгорода с князьями. Летописный материал свидетельствует, что в первой половине XV в. в Пскове уже утвердилось наименование сельского населения крестьянами: в сообщении 1435 г. о неурожае говорится об «убытке крестианомхлебом». Таким образом, термин «смерд» в XV в. использовался расширительно, охватывая широкие слои сельского населения, как лично свободного, так и несвободного. Это предположение подтверждают и исследования Псковской судной грамоты.

Троицкий собор в Детинце

Сравнительная слабость феодальной верхушки и княжеской власти в Пскове сказалась на характере его церковного строительства. Псковские соборы XII века были несравненно беднее обширных и изукрашенных княжеских храмов южных земель Руси, убранных белокаменной резьбой, медью и позолотой Владимиро-Суздальских церквей, крупных ранних построек Великого Новгорода. Псков в то время не выработал еще даже своей школы архитектуры.

Кобылины

Возможно, Тимофею (до 1453—1460 гг. ) принадлежало сельцо Горицы Переславского уезда. Александр Григорьевич Колычев в 60—70-х годах XV в. упоминается в актах как боярин кн. Михаила Андреевича Белозерского и Верейского. У него было три сына — Василий Телица, Борис Хлызень и Митрополит. Борис Хлызень (родоначальник Хлызневых-Колычевых) как московский дворовый сын боярский сопровождал Ивана III в 1495 г. в его поездке в Новгород. Во время похода в Литву в 1500 г. во вспомогательных войсках он возглавлял полк правой руки.

Архитектура первой половины XIV в.

Разбивка планов этим способом чаще всего точно совпадает с реальными планами псковских церквей, и никогда ошибка не превышает 30 см, что совершенно укладывается в наблюдаемые допуски, отклонения в построении однотипных форм. Сильный вынос апсиды церкви Михаила Архангела, ее несколько увеличенные, не полуциркульные очертания находят аналогию в апсиде церкви Михаила на Торгу в Новгороде 1300 г. И в ней, и в псковском памятнике лопатки, соответствующие восточным столбам, сдвинуты с их оси к западу, соотношение весьма редкое. В апсиде псковской церкви небольшие окна расположены высоко и не на средней оси — соотношение, аналогичное приемам новгородской архитектуры. Наибольшую близость церкви Михаила Архангела обнаруживают, как мы видим, две новгородские постройки, обе — с закомарным завершением фасадов. Это позволяет предположить изначальность закомарного венчания стен и в Пскове. И если зодчие XVII в. стремились повторить соотношения XIV столетия, то и неожиданные сдвига закомар с оси лопаток, и повисание пят закомар (западных) на боковых фасадах могут получить аналогии в Новгороде — в церкви Благовещения на Городище и церкви Спаса на Ковалеве. Значительно труднее ответить на вопрос об изначальности повышенных подпружных арок.