Они сделаны при реставрации здания

Троицкий собор

Для начала этого строительства был характерен разительный контраст между обычными жилищами горожан и палатами богатейших псковских купцов. Основную массу застройки города по-прежнему составляли дворы небогатых горожан с небольшими деревянными жилыми зданиями в два-три невысоких этажа и еще более мелкими дворовыми строениями. Как и в XVI веке, под ними встречались каменные подызбицы и погреба, но обычно невысокие. Во всех перечисленных случаях вече выполняло сугубо представительские функции, одобряя передачу «дара» князю, утверждая результаты посольств и назначение воевод. В большинстве случаев у веча, видимо, не было альтернативы в принятии решений.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

На восточном фасаде опущенное положение арочек делает апсиды неожиданно крупными; декоративные пояса и валиковые арочки смягчают сопоставление, делают стену легче и прозрачнее. Превращение каждого фасада в изящную по ритму композицию свидетельствует об особом внимании к облику здания со всех сторон, однако подчеркнутая пластичность и масштабность восточного фасада, ниши с западной и северной сторон говорят нам о приоритете видов с севера, от реки, и речных перспектив с восточной и западной сторон. В истории русской архитектуры ступенчатые своды всегда называются повышенными, в псковском же искусстве покой и отсутствие резкой вертикальной динамики часто заставляют думать о ступенчатых пониженных сводах.

Архитектура первой половины XIV в.

После публикации В. В. Косточкина (см. предыдущую главу) она вошла в историю псковского зодчества и, собственно говоря, сделалась основным ее памятником, заняв место передатированной Михаило-Архангельской церкви. В работах В. В. Седова, которые составили наиболее существенный вклад в историю псковской архитектуры последних лет, глубоко анализируются и содержательно интерпретируются иконографические и конструктивные системы рассматриваемых памятников. Однако автор, анализируя лишь подобные направления исследования, вынужден постоянно объявлять псковские постройки созданиями новгородской архитектурной школы, воздвигнутые церкви для него как бы и не есть псковская архитектура. С точки зрения иконографии или конструктивных решений В. В. Седов безусловно прав, но его вывод не может не вызвать глубокого изумления у каждого, кто хорошо знает памятники обоих городов.

Читать далее...

Крепостные сооружения

Из сказанного ясно, как Псков изменился за XV век. Рядовые строения посада стали крупнее, повысилась их этажность. Деревянная застройка чаще, чем раньше, стала перебиваться каменными зданиями храмов и гридниц. Чуть ли не на всех крупных перекрестках посада появились монастыри с каменными храмами, белые стены которых, звонницы, блестящие главы и кресты просматривались из конца в конец города. Отдельные части города — Кром, Довмонтов город, Средний город и Окольный город с Запсковьем, отличаясь друг от друга, в то же время приобрели архитектурное единство, главным образом благодаря украсившим их каменным церквам.

Бывшее Подгорье

Путь в юго-западную половину Окольного города — Полонище, как ее всегда называли псковичи, идет мимо церквей Николы и Покрова от Торга. Церковь Николы от Торга построена в 1676 году. Об истории ее перестроек можно судить по виду самого здания. Первоначальное покрытие изменено, скорее всего оно было восьмискатным. К входу в притвор с запада пристроена в конце XVIII — начале XIX века паперть.

Псковская архитектура XII в.

Это еще один след работы в Пскове новгородцев. К рассмотрению церкви Дмитрия Солунского мы обратимся далее, сейчас же вернемся к Успенской церкви. О ее общей структуре мы можем судить на основании общих очертаний плана существующего здания (в нижних частях его стен обнаружена кладка XII в. ). Храм имел иартекс, по ширине равный боковым нефам, что сближает его с постройками предшествующего периода.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Но это равенство скорее усиливает различия, отмеченные нами уже в плане зданий. Рукава креста при одинаковой (до сводов) общей высоте заметно уже, движение пространства в них вертикальнее и как-то неустойчивее, центральный купольный балдахин не обладает прежним мощным воздействием. Рукава креста имеют точно такие же габариты, как и подкупольный компартимент, возникает чувство некоторой самостоятельности, соседства пространственных зон, их слагаемости,— вместо непререкаемой грандиозности, дельности интерьера Спасо-Преображенского собора; в рукавах креста невольно ощущается некоторая их отделенность. Явная одинаковость деления восточной части здания: восточная стена северного рукава креста, проем апсиды, восточная стена Южного рукава креста — делает незаметной даже увеличенную глубину восточного рукава, а подковообразность последнего обособляет его даже еще сильнее, чем боковые рукава. В мирожском соборе решающая роль в организации внутреннего пространства принадлежала центральным аркам и сводам, имевшим Увеличенную против обычного высоту.

Читать далее...

.......................................................................................................................