Два крупнейших псковских монастыря, Мирожский и Снетогорский, были общежительными

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но из-за больших размеров главы окна, подходившие по размеру на памятниках меньшего масштаба, здесь оказались в ином соотношении с целым. На последующих крупных памятниках XVI в. (церковь Успения с Променья, Собор Елезаровского монастыря) сочетание форм будет скорректировано. Этапное значение Богоявленской церкви бесспорно. Однако, как бы ни оценивать меру ее художественной исключительности все же не подлежит никакому сомнению ее принадлежность тому же стилистическому и духовному движению, с которым связаны также и Георгиевская, и Варлаамовская церкви. В последнее время появились очень интересные статьи В. В. Седова, поднимающие по отношению к рассматриваемым памятникам такие вопросы, которые пока никто не осмеливался формулировать.

Первоначальная архитектура

До нее на этом месте тоже был храм Стефана, возводившийся заново в 1404 и 1546 годах, но ворота монастыря стояли отдельно, западнее, и были деревянными. В XVIII веке над этими воротами существовала еще деревянная церковь Николы. К западу от ворот возвышались деревянные настоятельские покои, про которые в XVIII веке писали, что они «составляли украшение монастыря». Все эти постройки по величине своей не спорили с центральными зданиями ансамбля — собором и главным корпусом, стоявшим чуть южнее собора, а кроме того, между ними оставались еще большие разрывы, позволявшие ясно воспринимать пространственную композицию монастыря. В 1789 году старые настоятельские покои были уничтожены, и на их месте построили существующее теперь громоздкое каменное здание, а между ним и Стефановской церковью — новые ворота (они заделаны в 1945 году, когда были раскрыты ворота XVII века).

Архитектура первой половины XIV в.

Барабан завершается двумя аркатурными поясками, верхний из которых превращается в пояс арочных ниш, столь обязательных затем в архитектуре Пскова. Мы уже видели при обзоре литературы в первой главе, что вплоть до последнего времени рассматриваемый период характеризовался нз примере всего лишь двух памятников — собора Снетогорского монастыря и Михаило-Архангельской церкви. Никольская церковь в Изборске в общем контексте русской архитектуры была рассмотрена только Н. И. Бруновым — но как памятник новгородской архитектуры. После публикации В. В. Косточкина (см. предыдущую главу) она вошла в историю псковского зодчества и, собственно говоря, сделалась основным ее памятником, заняв место передатированной Михаило-Архангельской церкви. В работах В. В. Седова, которые составили наиболее существенный вклад в историю псковской архитектуры последних лет, глубоко анализируются и содержательно интерпретируются иконографические и конструктивные системы рассматриваемых памятников.

Верхний придел

Между ними, почти напротив Некрасовской улицы видны остатки засыпанных богатых каменных палат XVII века. За Гоголевской улицей у крепостной стены возвышается земляная петровская батарея, так называемая Лапина горка. Под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского «из Песок» монастыря. Система управления В политическом смысле присоединение Пскова произошло за шестнадцать дней — с 12 по 28 января 1510 г. Но процесс освоения края Москвой, «переваривания» его неповторимой социально-политической структуры растянулся на все XVI столетие. Изживание традиций эпохи независимости требовало радикальной перестройки всей системы политических и общественных учреждений, а также изменения ментальности псковичей, их представлений о государственности.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Окна на фасадах собора расположены горизонтальными рядами — ниже и выше уровня хор. В центральных пряслах отсутствуют пары окон, обязательные для новгородских храмов. Правда, если в Николо-Дворищенском соборе и Георгиевском соборе Юрьера монастыря в средних пряслах помещались две пары окон, одна над другой (композиция, впервые появившаяся на фасадах Софийского собора), то уже в соборе Антониева монастыря верхняя пара была заменена одним проемом, и здесь впервые образовалась пирамидальная композиция из трех окон. В соборе Мирожского монастыря в центре было лишь одно окно. Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками. Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Компилятивность очерка не должна умалить содержащиеся в нем достоинства. Прежде всего интересна интонация вступления, где автор, в целом соглашаясь для Пскова с ролью «младшего брата» Новгорода, все же настаивает на наличии у Пскова «одному ему» присущих особенностей10. Псковские памятники И. Э. Грабарь рассматривает как звенья единого процесса развития с XII по XVI в. Поскольку, уже первый памятник Пскова, собор Мирожского монастыря, действительно резко отличен от новгородских построек, то он для автора и начинает традицию самостоятельного движения культуры Пскова. Ему следуют и подражают соборы Ивановского и Снетогорского монастырей в согласии с точкой зрения В. В. Суслова, которая определяет и датировку Иоанно-Предтеченского собора XIII веком. Очарование храмов И. Э. Грабарь оценивает как художник свободной и яркой манеры живописи начала XX в. : «Одна особенность придает зодчеству новгородцев и псковичей совсем исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам и угольникам, а как бы рисованы от руки.

Читать далее...

Псковские каменщики

Городская застройка вышла уже на Завеличье. На территории посада возникли первые каменные храмы и городские монастыри. В 1383 году было основано три монастыря с каменными церквами: Духовский на Усохе, Козьмодемьянский на Запсковье и Никольский на Песках, на окраине посада. В 1398 году в поле, на краю посада вырос Михайловский монастырь. Еще до появления монастырей, в Старом Застенье, рядом с торгом, у самого въезда в город с Запсковья было основано подворье Снетогорского монастыря, на котором в 1365 году построили храм Иоанна богослова.

Читать далее...

Ратшичи

В январе 1511 г. B. А. Челяднина посылали к брату Василия III Семену с целью предотвратить его мятеж. Тогда же он с другими «боярамими» подписывал крестоцеловальную охранную запись Василию Шемячичу. В июне 1511 г. вместо него подписал грамоту С. И. Воронцов. Но в июле—декабре 1511 г. он сам «приказывает» жалованные грамоты разным монастырям. В. А. Челяднин, как и его брат Иван, — участник всех трех Смоленских походов. В первом и во втором походах он находился в непосредственном окружении Василия III. В третьем походе он направляется из Тулы к Смоленску «з детьми боярскими з дворовыми». Это первое известное нам упоминание о дворовых детях боярских как особой группе служилых людей.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Эти слова невольно вспоминаются в угловых помещениях псковских церквей, они же определяют многое в их общей пространственной выразительности. Насколько подобные настроения были распространены, показывает сама история псковского монашества. Ни пустынножительство, ни общежительные монастыри не получили в Пскове XIV в. развития. Для первого не хватало отрешенности от мира и напряженности духовного переживания, для вторых — общинной соединенности молитв и отказа от мирских различий, Наиболее подходящими оказались келиотские, особножительные монастыри очень небольшие, от 2 до 7 человек (последние считались большими) имущественные вклады, делаемые при поступлении, возвращались при выходе из монастыря. Отдельный быт и отдельное питание («особь койждо себе в келиях ядяху») — и совместное присутствие лишь в церкви. Но при таком сознании и образе жизни и в церкви искалась возможность обособления — небольшие камеры, приделы, иногда кельи, иногда просто ниши (как, например, еще в XII в. на хорах у собора Иоанна Предтечи). Два крупнейших псковских монастыря, Мирожский и Снетогорский, были общежительными, но в XIV—XV вв. они не имели еще письменных уставов, образ жизни в них вызывал многочисленные упреки сохранением отдельной собственности, отсутствием общих трапез и т. п.

Псковская архитектура XII в.

В 1142 г. там возобновляется строительство, закладывающее основы местной строительной школы, которая постепенно теряет связь с княжеским заказом и всецело переходит в руки новгородских архиепископов. Есть два памятника Пскова, созданные в период деятельности Нифонта, это соборы Мирожского и Иоанновского монастырей. Мирожский монастырь датировался по дате на чаше 1156 годом. Собор Иоанновского монастыря долго относился ко времени около 1240 г. Г. В. Алферова справедливо показала большую близость архитектуры обоих соборов, а также сходство форм собора Иоанновского монастыря с памятниками Новгорода начала XII в. , поддержав мнение наиболее проницательных предшественников. Она отнесла обе постройки к одному периоду и датировала собор Мирожского монастыря 1137—1138 гг. В своей прекрасной статье, раскрывшей историю формирования собора Мирожского монастыря, Г. М. Штендер и М. И. Мильчик предлагают датировать собор 1151—1152 гг. Мы считаем это маловероятным, и вот почему. В 1149 г. Нифонт уходит из Новгорода в Киев, вызванный на утверждение великим князем Изяславом и митрополитом Климом, где его задержали («посади в Печерьском манастыре»).

Деревянная архитектура Пскова XVI века

Об архитектуре их мы совершенно ничего не знаем. Только про церковь Покрова, построенную в 1522 году на Петровской улице, летописец заметил, что она была срублена «с теремцами». Все собственно жилое строительство было деревянным. Даже в монастырях, возводивших каменные здания, кельи строились из дерева, а располагавшие каменными палатами богатейшие люди посада жили все же не в каменных помещениях, а в бревенчатых рубленых хоромах, возвышавшихся на этих палатах. Деревянными были, в подавляющей части, и подсобные дворовые постройки: ограды, ворота, поварни, ледники, сушила, житницы, амбары, конюшни, хлева, навесы, сенники, бани. Богатые деревянные жилые здания в то время включали до десяти срубов в одном этаже.

Читать далее...

........................................................................................................................