Псковские каменщики

Для обмазки брали поблизости от места стройки мелкий желтый горный песок, содержащий окислы железа и другие примеси. Побелка делалась обычной псковской известью — тоже нечистой, с примесями глины и окислов металлов. Из-за этого она принимала не чисто белый, а желтоватый цвет, а иногда бывала слегка розоватой. И лучшего цвета окраски для этих зданий невозможно придумать. Цветовой контраст между кремово-розоватыми поверхностями стен и голубым или в ненастную погоду свинцово-серым небом — одно из сильнейших художественных средств псковской каменной архитектуры. Необыкновенно красиво выглядят на такой обмазке падающие на нее тени, а самая несложная архитектурная деталь, самый простой орнамент на ее фоне получают особенно сильное звучание. Чудесным было сочетание обработанных этой обмазкой каменных зданий с темной зеленью деревьев, с голубовато-серыми и темными деревянными постройками, пестревшими множеством прозрачных синеватых теней.

В XIV веке псковские каменщики искали наиболее простые, технически целесообразные приемы орнаментации зданий, сложенных из плиты, и к XV веку выработали их.

Характерным для XIV века был обычай расписывать храмы фресками, причем не только внутри, но и снаружи. Росписи второй половины XIV века не сохранились, они погибли вместе со зданиями. Между тем, бесспорно, именно вторая половина XIV века была временем яркого расцвета стенной живописи в Пскове. В эту пору религиозных споров и сомнений стенная живопись, способная говорить с множеством народа на понятном ему языке изображений и несравненно более впечатляющая с первого взгляда, чем живопись икон, должна была широко распространиться по Пскову.

Икона тоже получила большее значение. Около середины XIV века иконостасы стали устраивать в несколько ярусов. Икона стала непременной принадлежностью внутреннего и даже наружного убранства каждого здания, жилого и общественного, за XIV век Псков не только вырос, но и коренным образом изменил свой облик. Городская застройка вышла уже на Завеличье. На территории посада возникли первые каменные храмы и городские монастыри. В 1383 году было основано три монастыря с каменными церквами: Духовский на Усохе, Козьмодемьянский на Запсковье и Никольский на Песках, на окраине посада. В 1398 году в поле, на краю посада вырос Михайловский монастырь. Еще до появления монастырей, в Старом Застенье, рядом с торгом, у самого въезда в город с Запсковья было основано подворье Снетогорского монастыря, на котором в 1365 году построили храм Иоанна богослова. Все эти храмы были каменными. Продолжалось и строительство кончанских и уличанских храмов. В 1371 году был построен кончанский храм Опоцкого конца — церковь Николы на Усохе. В 1373 году взамен разобранной старой деревянной церкви Власия псковичи построили на новом месте каменную церковь во имя того же святого. В том же году построили каменную церковь Петра и Павла в Застенье. До 1377 года была построена, а в 1377 году расписана церковь Василия на Горке, в 1383 году построена церковь Николы на Запсковье, на перекрестке у Старого Примостья, в 1384 году — Спаса у Старого костра, в Застенье.

*     *     *

Активная фаза военных действий на этом закончилась, и только в марте 1502 г. немецкий отряд безуспешно пытался захватить Красный городок. Крупные военные действия вновь разразились в сентябре, когда немецкие войска во главе с магистром, оснащенные артиллерией, совершили второй поход на Псков. Штурм Изборска 2 сентября закончился неудачей, но уже 6 сентября немцы стояли на Завеличье. Псковичи заблаговременно позаботились об обороне и сами сожгли посад на Завеличье. Таким образом, немецкие войска были лишены средств для возможной переправы через реку и ограничились лишь артиллерийским обстрелом крепости. На следующий день немецкие войска двинулись к Выбутам и, несмотря на сопротивление ополчения, форсировали Великую и двинулись к Пскову.

В течение двух дней под огнем псковичей немцы пытались подойти к стенам, но в конечном итоге не решились на штурм и отошли на запад. Подошедшие московские войска организовали преследование немцев и догнали их обоз у деревни Озерова в окрестностях современного Палкино. Грабеж обоза закончился дракой между москвичами и псковичами «о быте немецком», и даже псковский князь был бессилен навести порядок в войске. 2 апреля 1503 г. между Псковом и Орденом было заключено шестилетнее перемирие на условиях сохранения прежних границ и отпуска купцов.

До последних дней самостоятельного политического бытия Пскова Ливония предпринимала попытки укрепить политические и торговые отношения с ним. В праздник Благовещения (25 марта) в 1509 г. был заключен договор между Ливонией и Псковом на 14 лет, который стал последним внешнеполитическим актом Псковского государства. Договором предоставлялись важные гарантии купцам обоих сторон: «…из Псковские земли гостем и купцом… на Ригу и на Колывань и на Ругодив и на все городы Лифленские земли горою и водою путь им чист приехати и отъехати без всякие зацепки, и купити и продати добровольно всякой товар без вывеча, опричь соли». Ганзейский двор в Пскове был открыт вновь лишь в 1520-х гг. (точная дата неизвестна). Подворье на «немецком берегу» действовало до начала Ливонской войны, а в 1562 г. было уничтожено пожаром. Немецкий двор в Пскове был восстановлен только после окончания Ливонской войны, в 1580-х годах, за рекой Великой, напротив Кремля.

Мор: между жизнью и смертью Ментальность человека любой эпохи полнее всего раскрывается в реакциях на пограничные ситуации между жизнью и смертью. В жизни средневекового человека было немало трагических событий: войны, пожары, эпидемии. Проанализируем летописные известия об эпидемиях в Пскове и попытках предотвратить их разрастание. Одним из самых страшных проявлений «гнева Божия» были эпидемии гриппа, оспы, тифа, холеры, чумы. Из-за отсутствия в средневековой Руси медицинской диагностики характеристики различных болезней в летописях сходны. Результат эпидемий для общества был один — высокая смертность среди заболевших, поэтому в источниках эпидемии фигурируют под общим названием «мор». Эпидемии чумы были широко распространены в Европе и на Ближнем Востоке в I тысячелетии н.э. Но об эпидемиях на территории Псковской земли нам ничего не известно до конца XIII в. Главная причина этого — неполнота псковских летописей, пространные годовые записи которых начинаются с середины XIV в., времени крупнейшей эпидемии в Пскове. Первое упоминание о море в Пскове относится к 1299 г.: «…бяше тогда во Пскове мор вельми зол; тогда и благоверный князь Тимофей мало поболев преставися к Богоу в вечную жизнь…»

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz