В наше время именно эту неровность и деформированность стен и сводов многие считают за характерную особенность древнепсковской архитектуры и даже восхищаются ею и воспевают ее

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Внимательное рассмотрение обширного материала сделало окончательное суждение автора гораздо более оптимистическим по отношению к творческой наполненности отечественного зодчества: «конструктивные формы, заимствованные из греко-византийской архитектуры, скоро стали приспособляться к нашим различным местным условиям; притом одни мотивы. перерабатывались, а другие создавались собственною строительной практикой в зависимости от требований и характера самобытной жизни. Таким образом выработан целый ряд новых приемов в конструкции церквей и очень много новых наружных художественных форм. При этом русские строители, держась здравых начал византийского зодчества, непрерывно вносили известную жизнь в созидание своих художественных произведений». Исследования В. В. Суслова определили в целом концепцию раздела по архитектуре Пскова в первой, появившейся в 1894 г. «Истории русской архитектуры» А. М. Павлинова. Ее автор, очарованный представшим перед ним громадным художественным материалом, высказывается уже с гораздо меньшей эстетической предвзятостью, целым рядом нюансов смягчает эстетические оценки и конкретизирует существующую эволюционную теорию. А. М. Павлинов справедливо указывает на «долгую и трудную борьбу с предрассудком, отрицавшим все русское», высказывает стремление к объективному и всестороннему рассмотрению русского искусства. Отдельная глава посвящена им архитектуре «псковско-новгородского братства» XIII—XVI столетия, тогда как памятники XI—XII вв. он рассматривает как бы в общем потоке единого художественного движения — киевской архитектуры.

Церковь Михаила архангела в Городце

В эпоху средневековья человек был немыслим вне корпорации: без покровительства государя, общины или посадничьего клана он существовать не мог. Человек, порвавший с общиной или отчим домом, неизбежно входил в социальные отношения, регулировавшиеся правом. Церковь Михаила архангела в Городце— один из наиболее ценных памятников Пскова. Ее исследование может пролить свет на еще неизвестные нам черты псковской архитектуры XIV века. О дошедших до нашего времени частях постройки 1339 года и предполагаемом ее виде сказано на странице 25. Уже в конце XIV или в самом начале XV века первоначальная композиция храма перестала удовлетворять соседей Городецкого конца.

Читать далее...

Памятники последних лет XVII века

Как памятник последних лет XVII века собор интересен и ценен. Его простая и смелая композиция и крупный масштаб, характерные для строительства той поры, придают ему внушительность. Но нет в нем того, что так ярко было выражено в предшествовавшем здании Троицкого собора, возникшем во время первого расцвета самобытной псковской архитектуры и усложнявшемся в продолжение двух с лишним веков дальнейшего ее развития. Нет в нем ни уникальности старого собора, единственного в своем роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

В 1920-е годы появляются два значительных в историографии по псковской архитектуре труда, связанных с исследователями нового поколения — А. И. Некрасовым и К. К. Романовым. А. И. Некрасов в своей концепции следует сложившейся академической традиции. Его книга впервые посвящена развитию всего комплекса изобразительных искусств средневекового Пскова, намерения автора выражены в самом заглавии. Основной период развития псковской архитектуры для автора — вторая половина XIV в. К нему он относит церкви Козьмы и Дамиана с Примостья, Петра и Павла, Василия на Горке, Николы со Усохи. Учитывая, что все эти постройки в наше время датируются XVI в. , можно было бы говорить о сокрушительной неудаче. Однако это был еще период накопления общих суждений об архитектуре — несмотря на точность датировок или их ошибочность, многие проницательные суждения А. И. Некрасова интересны и внутренне плодотворны.

Палаты Трубинского

Деревянных строений насчитывалось тысячи. До настоящего времени в Пскове сохраняется памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде. Она дошла до нас не в первоначальном виде. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Но это увлечение архаическим видом памятников уводит от истины. В тех местах, где кладка построек XV века сохранилась до наших дней в мало поврежденном виде (например, в подцерковьях), можно убедиться в этом». Конечно, два замечания не могут охарактеризовать в полной мере облик псковского храма, но они знаменуют стремление к новому взгляду, проистекающему из более внимательного и глубокого знания материала. Как бы вне линии специального исследования церковной архитектуры Пскова появилась небольшая книга В. В. Косточкина, много сделавшего в деле изучения крепостного зодчества псковского края. В ней автор не побоялся спокойно и внимательно описать Никольскую церковь в Изборске как памятник первой половины XIV в. и этим ввести ее наконец в поле зрения историков архитектуры, При крайней редкости сохранившихся памятников XIV в. в круг исследований сразу вошло сохранившееся, хотя и с переделками, здание — собственно говоря, вслед за собором Снетогорского монастыря, второе для этого столетия. Важнейшую роль в изучении архитектуры Пскова с 1950-х годов стали играть исследования археологов. Целую эпоху в истории псковского искусства XIV в. составили работы В. Д. Белецкого.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Если в нижней зоне план и легко ощутимая плотность, сила четырех столбов акцентируют единство и центричность крестообразной зоны, то вверху движение по периметру рукавов креста становится равномерным и пассивным, углы центрального квадрата теряют структурную роль, а еще выше разные очертания сводов дают каждому рукаву креста свой ритм, свой характер, при этом дробный и малопредсказуемый. Пространство имеет характер как бы следствия устройства объемных форм, структура которых достаточно разноречива. Здесь, как и в интерьере собора Снетогорского монастыря, преобладает ощущение пассивности зрительного начала, что является следствием отсутствия артистической концепции формы. Но эта разреженность, неконцентрированность формообразования рождает при восприятии этой архитектуры удивительную ненапряженность, простоту, доверчивость и открытость эмоционального состояния. Подобные храмы полны смирения и некоторой тревожности атмосферы (от как бы непредсказуемости в развитии архитектурного организма, от ощущения вещной, ремесленной природы кладки). Подобный характер среднего пространства и особенно его главной верхней зоны сосуществует со стремлением создать почти закрытые, Укромные камеры, рассчитанные буквально на одного-двух человек.

........................................................................................................................