Малые арки толщиной столбов и их приближенностью к стенам уменьшаются по ширине и соответственно по высоте

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобные очертания использованы и в Трехсвятительском приделе Богоявленской церкви. На фасадах же главного объема очень сильная опущенность завершений средних прясел (полуарки с западной стороны поднимаются даже выше) и большой размер форм побудили зодчих арочкой очень малого радиуса увенчать средний элемент трехлопастного очертания, чтобы поднять и ритмически прихотливо выделить центр фасадов. Этому мотиву суждена будет долгая жизнь, но он затем будет уже трактоваться как пятилопастная кривая.

Троицкий собор

Наследство южнорусских зодчих было воспринято псковскими каменщиками. Ступенчатые своды стали характерны для псковского церковного зодчества. В псковском Троицком соборе 1365—1367 годов, возможно, была полностью повторена конструктивная система Черниговского Пятницкого храма, то есть не только повышенные подпружные арки под барабаном, но и своды в четверть окружности над угловыми частями. Второй этап войны начался на исходе лета 1480 г. , когда 18 августа армия магистра вновь подошла к Изборску.

Кончанские церкви

Псковские каменщики к этому времени оставили прежнюю технику каменного строительства, перестали применять кирпич и раствор из извести с измельченным кирпичом, перейдя на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Приобретенные к началу XIV века технические навыки и понимание работы сложных каменных конструкций дали псковским мастерам возможность перенять из южных земель Руси прием установки купола на ступенчатые своды. Сущность его заключается в том, что подпружные арки, несущие барабан купола, поднимались выше основных сводов храма и частью опирались на эти своды, передавая им некоторую долю нагрузки от купола. Такие своды XIV века сохранились до нашего времени в храме Михаила архангела в Городце.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Чистота и уверенность декоративных арок подчеркнуты их правильной линией, в которой нет столь часто встречающейся ползучести. Ритмическое движение арок столь упруго, что можно даже предположить трехлопастное завершение фасадов, мысль об этом еще в 1960-е годы была высказана архитектором-реставратором В. А. Лебедевой. Однако, судя по восточному фасаду, центральное прясло завершалось не трехлопастной арочкой, а очень характерной для Пскова линией арки с небольшой арочкой в зените — это свидетельствует скорее о восьмискатном покрытии. Линии кровли при этом были довольно крутыми, их конек поднимался бы немного выше обычною и мог потребовать устройства более высокого чердачного пространства, что и должно было привести к указанному выше увеличению промежутка основания барабана, между его кольцом и сводами рукавов креста. Принципиальная симметричность боковых фасадов при восьмискатной кровле должна была вызвать известную сложность согласования со смещенным к востоку положением главы; как были реализовано такое покрытие, покажет будущее исследование. Поверхности боковых апсид оставлены гладкими, центральная украшена валиковыми разводами — четырьмя рельефными арками, в которые были вписаны два узких, высоко и несимметрично расположенных окна.

Псковская архитектура XII в.

Центральные подпружные арки имеют полуциркульные очертания, им следуют своды рукавов креста. Из-за этого рождается ощущение, которое было свойственно новгородским памятникам (в отличие от киевских),— что малые арки имеют общие пяти с центральными сводами и поэтому как бы врезаются в них. Конечно, на самом деле своды начинаются над малыми арками и, будучи ограниченными в своем подъеме движением концентричных с ними подпружных арок, принимают пониженные очертания. Подобные, традиционные для новгородской архитектуры приемы, порожденные техническими приемами кладки сводов (когда подпружные арки используются как кружала для досок опалубки), говорят о преобладании ремесла над артистизмом в зрительном построении формы.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Сложный и безупречно уравновешенный по своим чистым формам памятник свидетельствует о сложении замечательной школы псковских зодчих. Троицкая церковь — произведение последнего этапа жизни школы, в формах уже есть некоторая излишняя симметричность, одинаковость. Кое в чем видны следы московского влияния, из-за них, вероятно, классическая для Пскова форма тройной арки — две широкие полуарки с очень маленькой завершающей аркой — начинает напоминать московские килевидные закомары. Но это пока детали, целое гармонично и преемственно по отношению к собственной традиции.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Она применена, например, в храме № 8 Довмонтова города, в окнах церкви Василия на Горке, подтверждая тем самым их позднюю датировку. В интерьере уже не вертикальные поверхности стен, а глава и спокойно расходящиеся к стенам ступени сводов становятся главными в формировании композиции. Как и в Мелетове, прекрасна однородность сводчатого, объединяющего и осеняющего завершения, без его структурного дробления на центральные арки и примыкающие своды. Ритм и пространственность верхнего криволинейного движения получают отклик в ширине и высоте арок западной части церкви. От крупных круглых опор, достаточно высоких (около 2,5 м), упруго отходят чисто очерченные арки.