Покой осеняющего движения арок и сводов уже имеет ту особенную эмоциональную интонацию, которая будет присуща именно псковским памятникам

Архитектура первой половины XIV в.

С точки зрения иконографии или конструктивных решений В. В. Седов безусловно прав, но его вывод не может не вызвать глубокого изумления у каждого, кто хорошо знает памятники обоих городов. Псковские церкви обладают бесспорным своеобразием, но оно связано не с вариантами иконографии, а с пропорциями форм, особой выразительностью пространства и массы, трактовкой поверхностей — всего того, что можно отнести к особенностям стилистического характера. Это связано с иной строительной техникой, с иными ремесленными навыками и с чем-то еще в процессе формирования заказа и строительства, чего мы еще не знаем, но что определяет конечное своеобразие памятников. Здесь могут сказаться не только целенаправленные творческие устремления — выразительность художественного языка в определенной мере может быть и следствием практических ремесленных навыков. Все суммируется в облике памятников в живом целом, и сведение анализа к изучению схем и систем может оказаться тупиковым для суждения о художественном процессе. Подведем итоги нашего рассмотрения архитектуры Пскова первой половины XIV в. Вначале, как свидетельствует собор Снетогорского монастыря, псковская архитектура не имела живой традиции, хотя в интерпретации принятого за образец древнего храма проявились уже многие характерные черты понимания форм XIV в. В 1330-е годы псковская архитектура, пользуясь как основой новгородской традицией, быстро формирует свой композиционный вариант здания, в котором, несмотря на известную ремесленность и примитивность форм, уже чувствуется особая художественная и духовная атмосфера жизни Пскова.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Затем, в 1490-е годы, летопись информирует о постройке четырех Церквей, три из которых сохранились. К этому же времени или к самому началу XVI в. можно отнести еще пять церквей, не имеющих летописной даты, но могущих по своим формам быть отнесенными к данной группе. Общее число церквей достигает 16, а еще недавно их было не больше 10. Кропотливое изучение материала позволило В. В. Седову передатировать ряд памятников и ввести их в линию общей художественной эволюции. Первая же постройка, церковь Успения в Мелетове (1461—1462), является памятником огромного значения в истории псковской архитектуры, к тому же она хорошо сохранилась и реставрирована. Надпись на портале сообщает нам, что заказчиками ее выступали знатные псковичи, в том числе упоминаемый и в летописи в год начала строительства посадник Яков Иванович Кротов. Как обычно в Пскове, это связано не с какой-то особой престижностью заказа, а с осуществлением общественного решения руководителями городской администрации.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Кажется возможным указать на образцы для этого памятника к столичном византийском искусстве. В Константинополе X—XII вв. существовало два вида крестово-купольных церквей — с колоннами или столбами в качестве внутренних опор и с внутренними стенами. Роль последних, уменьшившаяся в X в. , затем снова возрастает. Учитывая последние передатировки памятников, к XI—XII вв. можно отнести церковь Георгия в Манганах и постройки, именуемые в наши дни как Гюль Джами и Календер Джами. В них можно заметить постепенное вытеснение хор из рукавов креста. Конечно, они превосходят собор Мирожского монастыря и размерами, и сложностью, и артистизмом решений, но основной эффект — выделенный стенами пространственный крест с крупным куполом над центральным квадратом — кажется весьма близким.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Основной частью книги является изложение истории политической и общественной жизни города от времени княгини Ольги до 1763 г. Однако уже отдельная, хотя и небольшая глава посвящена древним зданиям и укреплениям Пскова; она также составлена на основании выписок из летописей об основании и строительстве монастырей, церквей и крепостных сооружений. Информация во многом неполна и случайна, но все же именно здесь впервые обозначился круг памятников и датировок, которые пополнялись и корректировались в дальнейшем. В течение четырех десятилетий эта книга оставалась единственным монографическим очерком истории и древностей Пскова, пока проведший шесть лет на псковской кафедре митрополит Евгений не издал новое капитальное описание города с приложением плана и указателя зданий. Книга полнотой и развитостью исторических суждений принадлежала уже новой эпохе развития исторической науки, хотя и оставалась еще произведением просвещенного любителя, а не профессионала. Авторские очерки о многих исторических событиях, списки псковских князей, наместников, посадников, тысяцких и других управителей дополнены большим разделом о церковной жизни Пскова, своеобразным хронографом на основе летописных известий, аннотированным перечнем церквей и монастырей.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Еще сложнее проблемы точной датировки руин, ибо в процессе своей жизни псковские церкви неоднократно поновлялись и перестраивались. Поэтому, прежде чем мы сможем перейти к анализу собственно архитектурного материала, необходимо обозначить круг памятников, могущих быть рассмотренными для характеристики данного периода. Собственно, речь идет только о памятниках Довмонтова города, начало выявлению которых было положено раскопками С. А. Таракановой и Г. П. Гроздилова после 1945 г. Работы продолжил В. Д. Белецкий, исследования которого составили эпоху в изучении этих храмов и заставили пересмотреть определение и датировку практически всех построек. Первым памятником рассматриваемого периода безусловно является Троицкий собор 1367 г. , известный нам по плану и фасаду, выполненным в конце XVII в. Наиболее сохранившимися из последующих построек являются три церкви на восточной стороне Довмонтова города, определенные В. Д. Белецким как церкви Сошествия Св. Духа, Покрова и Рождества Христова, они датированы им соответственно 1383, 1352 и 1388 гг. И. К. Лабутина считает храм № 10 церковью Николы с Гребли и поэтому иначе определяет «датирует остальные руины. В. В. Седов соглашается с атрибуцией В. Д. Белецкого, но церкви Рождества и Сошествия Св.

Читать далее...

Холм бывшего Городца

Думается, что документ дает основания как для первого, так и для второго суждения, и решить проблему можно лишь сравнением его с другими источниками. Важнее подчеркнуть другое: «все рожитчане», «выложившие» на процессе смердью грамоту, в акте княжеско-посадничьего суда не названы смердами18. Можно ли это обстоятельство счесть случайным следствием несовершенства в оформлении документации или такое упущение было закономерным? Термин «смерд» уже в эпоху Русской Правды не использовался как специальное наименование определенной социальной группы. Он применялся в памятниках законодательства с целью подчеркнуть исключительные обязанности сельского населения либо права привилегированных сословий, как, например, в Русской Правде или княжеско-новгородских докончаниях. Лочко, Иван и их соседи осознавали себя, прежде всего, как общину «рожитчан», чьи права на землю были зафиксированы документально. Княжеско-посадничья власть определяла их как смердов в тех случаях, когда с «рожитчан» взимали дань, и, возможно, в самой «смердьей грамоте» (несохранившейся) жители Рожитцкого острова назывались смердами. Псков в XVIII—XX веках.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Поэтому стены вимы расширяются только внизу, вверху же малые арки к восточной стене идут параллельно, но вынуждены, чтобы не повиснуть в пустом пространстве широкой апсиды, подняться выше обычного уровня — в уровень восточной люнеты. В кладке люнет, парусов, барабана в изобилии применены голосники, ниши окон, барабана и апсиды имеют уступчатые завершения. С нашей точки зрения, эти формы, как степень структурной раскрытости интерьера, не позволяют датировать памятник ранее церкви Богоявления. Особенностью церкви является отсутствие выделенных подпружных арок. Вполне возможно, что это связано с сознательным выбором зодчими определенного композиционного типа, но можно, однако, добавить, что сами размеры были тому дополнительной причиной: пониженные арки затесняли бы интерьер, противоречили бы его прозрачности, а повышенные преувеличили бы вертикальное движение, да и сам шаг арок был бы слишком дробным.

Читать далее...