Небольшой одноабсидный храмик Варлаама на Званице

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Автор внимательно описал их планы, объемную структуру, живописное убранство. Он впервые указал на варварские искажения облика древних храмов, вызванные невежественным использованием: Псков «даже во многом превзошел Новгород своими переделками и истреблением старины. Здесь нет ни одного древнего храма, ни одного старинного иконостаса, уцелевшего без переделок, иногда самых грубых и бессмысленных; нередко без всякой надобности уродовали памятники старины или вовсе истребляли». В историко-архитектурном осмыслении материала В. А. Прохоров лишен пока детальности оценок и подходит к явлениям лишь с начальных, самых общих позиций.

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Особенностью памятника является крестообразность внутренних столбов, чьи четкие небольшие лопатки придают целому редкую для псковских памятников структурность, четкость ритма. Все углы храма имеют двухъярусное устроение на деревянных настилах поверх арок от столбов к стенам, а в юго-западной ячейке — традиционно на своде. Все угловые компартименты прозрачны, соединены с рукавами креста широкими арками в двух уровнях.

Читать далее...

Типы псковских храмов XV века

Распространенное мнение, будто старинные псковские церкви постепенно обрастали приделами, неверно. Правда, в конце XIV — начале XV века к реконструировавшимся старым храмам, например церкви Михаила в Городце и Троицкому собору, пристраивали приделы, но храмы XV и XVI веков компоновались и строились одновременно с их приделами, а впоследствии только теряли их. Приделы связывались между собой и с входом в главный храм закрытыми галереями.

Читать далее...

Каменные палаты

17). Последующие изменения этого храма состояли, кроме пристройки звонницы, только в переделках покрытий, а также окон и дверей, и почти не разрушали старой основы здания. Нетрудно представить его первоначальный внутренний вид. Для этого нужно мысленно заменить пробитые в XVII веке широкие окна такими же узкими окнами, как в барабане, вообразить их закрытыми окончинами в виде досок с небольшими отверстиями, в которые были вставлены круглые стекла, опустить не менее чем на метр пол и соответственно понизить арки, отделяющие северо-западный и юго-западный углы храма. Для полноты картины необходимо представить себе невысокую алтарную преграду, отделявшую среднюю абсиду от храма. Фрески испорчены неудачной реставрацией XIX века, омертвившей рисунок и исказившей краски.

Читать далее...

Ансамбль подворья

111). Не менее блестящий эффект храм производил на самом подворье. Входящего на подворье он ошеломлял еще в воротах сочетанием ярко-желтой охры стен с зелеными изразцовыми крестами, причудливыми «бочками» фасадных завершений, величиной главного купола и тринадцатью дополнительными главами, блиставшими поливной черепицей их луковиц и золочеными крестами.

Каменные храмы

Наиболее ранний и наилучше сохранившийся образец такого здания находится не в самом Пскове, а в селе Мелетове. Церковь в селе Мелетове. Реконструкция Обыкновение покрывать церкви прямо по сводам удерживалось по-прежнему. Наружные формы верха псковского храма со ступенчатыми сводами во второй половине XV века, как и раньше, отражали его конструкцию. Над угловыми частями, где своды опущены ниже, крыши были понижены, а возвышавшиеся над основными сводами подпружные арки с их забуткой образовывали восьмиугольный постамент под барабаном. Но в это время псковичи перешли на покрытие деревянными кровлями, и место полукруглых закомар заняли двухскатные крыши. Это привело к изменению внешнего облика псковских церквей.

Читать далее...

Памятники творчества псковских каменщиков

Одна такая ниша с изображением Николая Мирликийского располагалась под навесом часовни. В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо.