К концу столетия искусство Пскова достигает полной возмужалости

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Вспомним также, что, по свидетельству иностранцев, даже в XVI в. все жилые постройки Пскова были деревянными. Это искусство ищет свой смысл в духовном, и его выразительность всегда сохраняет интеллектуальное напряжение, даже в самых маленьких и простых образцах. Покой, теплота душевного состояния рождаются у посетителя псковских храмов не от их провинциальности и неумелости, а от выразительности ясно выполненной архитектурной формы, ее ощутимой рукотворности — при безусловном качестве строительных работ. Находки последних десятилетий убедили нас в обязательности фресковых росписей в псковских храмах, причем, как правило, прямо после окончания строительства, что далеко не всегда было даже в богатом Новгороде. Чистые поверхности стен давали место для больших композиций, а ясно читаемая соподчиненность сводов и люнет сообщала идеальную наглядность размещению сюжетов высшей иерархической значимости.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Во внутренней структуре церквей отмечается двухъярусность угловых помещений — северо-западного с лестницей на хоры и палаткой, юго-западного с ризницей наверху, в восточных углах — с помещениями наверху для казны (церкви Варлаамия, Воскресения на Званнице, Успения с Пароменья, Богоявления, Георгия — все датируются XV в. ). Как особенность Пскова отмечается еще устройство бесстол пных церквей (Никольской, Преображенской Надол-бина монастыря, приделов в церкви Николы с Усохн). Характерным для псковской архитектуры автор считает частое употребление притворов, приделов и звонниц, форму последних он признает местной, оригинальной и как о таковой говорит о ней даже при рассмотрении новгородских образцов. Свои общие позиции В. В. Суслов заявляет в начале очерка: «большое искусство здесь не сказалось. следя за разными видоизменениями форм памятников. нельзя не признать, что зодчество Новгородско-Псковского края всегда искало своей самостоятельности в жизни, но выступать наряду уже с зрелыми элементами Византийского и Западного искусства оно не решалось. В XIV—XV вв.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Не случайно история художественных оценок псковских довольно уничижительного высказывания Н. Н. Голицына: «. псковичи были поставлены именно в такие условия, которые развивали в них гражданскую государственную деятельность, не дававшую времени развиваться чувству или вкусу. Ремесла и занятия, усвоенные издревле, не покидались, искусство не развивалось, те же многочисленные постройки, без вкуса и симметрии, являются в XIV и XV вв. ». Лишь постепенна рост интереса к культуре и искусству прошлого, новые историко-архитектурные публикации стали приводить к более осмысленным попыткам общих характеристик.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Однако главное в работе было связано с попыткой проникновения в художественный стиль и образную природу псковского искусства, к которому долгое время относились несколько снисходительно, поэтизируя образ милого, теплого, но упрощенного, ремесленного по природе историко-культурного феномена. Особенности памятников Пскова таковы, что только типологическое описание неспособно в полной мере определить их природу. Если в других русских городах после постройки главного городского собора обычно устанавливались какие-то определенные, характерные для данного центра иконографические черты и конструктивные приемы, то в псковских памятниках XII и первой половины XIV в. невозможно выделить подобную специфику. Очень легко свести это искусство к новгородским, смоленским или московским заимствованиям. Собственно псковское начало кажется непрерывно ускользающим, не кристаллизующимся в определенном наборе признаков. В то же время реальное знакомство с памятниками все время порождает чувство существенной оригинальности построек не только XIV, но и XII в. Это какой-то общий отпечаток духовного склада города, который реализуется в особых пропорциях привычных схем, стиле, художественной интерпретации форм.

Читать далее...

Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.

В Полоцке, Озерище и других литовских поветах получили поместья многие великолукские и торопецкие служилые люди. Древний Псков принадлежит к числу самых знаменитых русских городов. Его искусство справедливо рассматривается как одно из сокровеннейших воплощений идеалов русской общественной и духовной жизни. Памятники архитектуры Пскова пользуются такой любовью и популярностью, что у человека, мало знакомого с их изучением, легко возникает ощущение всесторонней исследованности псковского зодчества. Подобное ощущение подкрепляется произведенными в последнее время ремонтно-реставрационными работами, при которых как бы подразумевается проведение обязательного научного исследования.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Основываясь на формах реконструируемого нм собора XII в. , Н. Н. Воронин связывает их со смоленской художественной традицией конца столетия и относит возведение каменного здания к 1193 г. , когда в него были перенесены мощи князя Всеволода Мстиславича. Никаких специфических, самостоятельных черт зодчества Пскова в XII в. Н. Н. Воронин не фиксирует, искусство первой половины столетия живет для него «в тени Новгорода», а в конце столетия оно примыкает к «прогрессивным» традициям Витебска и Смоленска. Эпитет «прогрессивные» автором не расшифровывается, скорее всего, он является простым отголоском распространенных общественных и политических оценок начала 1950-х годов. С огорчением приходится отметить проникновение вульгарных критериев эпохи в текст даже такого замечательного историка отечественной архитектуры.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В интерьере церкви Успения источник этой новой выразительности — новая система основных сводов, преобразующих традиционную, более низкую зону наоса, их все объединяющее мягкое согласованное движение своим ритмом как бы следует словам преподобного Евфросина: «да поют с тихостию и разумно». Источником и подобной атмосферы, и подобных форм в русском искусстве XV в. были Москва и прославленная обитель св. Сергия, Троицкий монастырь. И так же как новые духовные веяния наполнили религиозную жизнь Пскова в первой половине XV в. , так и в его искусство именно в это время проникли связанные с ними формы московского церковного зодчества. Псков с конца XIV в. постепенно становится все теснее связанным с Москвой.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Русская культура знает примеры проявления частного аристократизирующего вкуса. В XVI в. они связаны с искусством Годуновых, Строгановых. Но в псковской истории, как она отражена в памятниках искусства и летописях, мы не можем заметить сколько-нибудь резкого сословного или вкусового разграничения. Общность «псковичей» преобладает над разделением общественных трупп.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Выход к конкретному профессиональному пути исследования в области истории искусства запаздывал по отношению к собственно исторической науке, в которой не только общие, но и специальные разделы развивались в конце XIX в. очень интенсивно. Еще в 1870-е годы появились прекрасные работы по внутренней истории Пскова и истории псковской церкви А. И. Никитского и В. Смиречанского, документально воссоздавшие общественные отношения и атмосферу духовной жизни средневекового Пскова. Соединение всех направлений — углубленных исторических штудий, краеведческой деятельности и собственно историко-архитек-турных исследований — могло бы принести замечательные результаты. Однако в действительности оно не произошло, а дальнейшие исторические события сделали подобное объединение неактуальным Вместо тщательной разработки натурного материала и специальных штудий следующим шагом исторического движения науки стал труд самого обобщающего характера — «История русского искусства». И. Э. Грабарь, замечательный художник и искусствовед, привлек для ее написания лучшие научные силы эпохи. Впервые древнерусские памятники стали рассматриваться в перспективе общей истории искусства прежде всего как явления духовной и художественной культуры. Высочайший эстетический уровень эпохи начала XX в, произошедшее в ней освобождение художественного начала из-под гнета примитивного сюжетного гуманизма и демократизма, расцвет литературы стали причиной не только достаточной полноты публикаций, но и большой тонкости, яркости, образности многих характеристик. Очерк об архитектуре Пскова был написан самим И. Э. Грабарем.

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Уже и прежде исследования Г. В. Алферовой внесли много весьма существенного для истолкования и правильной датировки соборов. Для характеристики общего развития города, восстановления его средневековой топографии и топонимики особое значение имеют работы И. К. Лабутиной, соединившей лучшие традиции краеведческого зодчества XIX в. с приемами современного археологического и исторического исследования. Общий подъем внимания к древностям Пскова вызвал оживление и специального искусствоведческого изучения архитектуры Пскова, связанного с серией исследований и публикацией В. В. Седова. Они оказались существенными и для уточнения датировок памятников, и для понимания общей эволюции. Им были предприняты попытки характеристики образной выразительности этого искусства и ее соответствия общественному сознанию. Работы В. Д. Белецкого, И. К. Лабутиной, В. В. Седова характеризуют современное состояние науки о псковской архитектуре; это уже как бы не историография вопроса, а наше современное понимание и знание архитектуры Пскова.