Отсутствие окна в центре главной апсиды всегда существующего в соборах Москвы начала XV

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Напомним, что там делилась на три общая, внешняя ширина здания, в Кобыльем — внутренняя ширина наоса. Поэтому, при столь же малых размерах среднего нефа общее пространство увеличено и в храме достигнуто ощущение большого пространства и масштаба. Как уже было указано, чтобы избежать суженности центра и монотонности ритма, столбы несколько раздвинуты, из-за этого центральная апсида оказалась уже вимы, стены вимы к востоку сужаются, в том числе и в верхней зоне. Зодчие четко осознавали соотношения и сделали западный рукав креста зеркальным, сужа-юшимся к западу до размера арки апсиды. Обычного сдвига столбов к востоку не существует.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Все три апсиды сохранили остатки престолов, под престолом диаконника обнаружено захоронение. В. Д. Белецкий делает предположение о том, что здесь был похоронен князь Всеволод Мстиславич, и отмечает, что престол был переложен, разобран и собран заново в той же технике. В. Д. Белецкий датирует подобную перекладку временем около 1144 г. , однако она может быть связана с переносом мощей Всеволода Мстиславича в Троицкий собор в 1193 г. Все три рассмотренных храма, хотя и разные типологически, стали образцами для зодчих последующих столетий. Мирожский собор копировался целиком; от Иоанновского, вероятно, распространились трехапсидная композиция алтаря, скругленные столбы, от них обоих — устройство хор на деревянных настилах. Дмитрисвская церковь стала первым образцом храма без нартекса, с лестницей на хоры в одном из западных угловых помещений.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

В соборе Мирожского монастыря в центре было лишь одно окно. Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками. Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых. Возможно, что круглые окна были употреблены из-за невозможности (низкий собор) разместить обычные, арочные. Очень трудно определенно указать источник этой формы.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Эти массивные опоры объемно замкнуты и поэтому не делят, не ориентируют предназначенное для молящихся пространство, последнее оказывается прямоугольным в плане, вытянутым в направлении север—юг. Разграничение интерьера на попе- речные зоны дополнено такой же по типу композицией алтаря. В восточной паре столбов не сделаны западные, обращенные к подкупольному квадрату, лопатки, что приводит к образованию с этой стороны широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикализм и обособленность опор. Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от помещения для молящихся, прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид. Цельность расположенного перед алтарем, ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо более интенсивному переживанию предстояния и ожидания, нежели в других новгородских храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек стихает. Лопатки скрыты в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Натурно памятник плохо изучен- ремонтные работы были проведены без достаточных исследований, проект реконструкции И. А. Абрамова подвергся справедливой критике Ю. П. Спегальского. Однако можно указать на такие особенности архитектуры церкви, которые заставляют думать о ее значительной перестройке в XVI столетии и, с нашей точки зрения, не позволяют пока использовать памятник для характеристики псковского зодчества 1460-х годов. Наиболее сохранившейся от XV в. кажется алтарная часть здания как по общей композиции, так и по деталям. Здесь впервые на апсиде появляются декоративные аркады, так называемые валиковые разводы. Безусловно, их происхождение от декорации апсид новгородских построек второй половины XIV — начала XV в. Возможно, что эти влияния пришли через Руссу, где с ними связано строительство первой половины XV в. На апсиде помещено пять декоративных арок, что не имеет аналогий, в других псковских памятниках их почти всегда четыре, иногда три.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Четыре столба сдвинуты к востоку немного больше, чем обычно, западный рукав креста оказывается немного глубже восточного, на 0,5 м. Система ниш в малых апсидах отходит от прежней схемы — вероятно, в связи с резко увеличенными размерами здания. Впервые появляются Ниши в южной стороне апсиды, над синтроном и рядом с ним. Церковь перекрыта ступенчатыми сводами. Обычно такая система Приводит к увеличению высоты здания за счет подъема центральных сводов (арок).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Ее план строго выдерживает все классические для Пскова соотношения. По размерам она обычна — внутреннее квадратное пространство (без апсид) имеет размер 8,9 × 8,9 м, средний неф равен трети этой величины. Столбы поставлены в этом квадрате не симметрично, а смещены на половину толщины стены к востоку, т. е. поставлены симметрично по двум осям в прямоугольнике, чья длина раина ширине наоса плюс толщина восточной стены; как следствие, восточный рукав креста по глубине равен западному.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но при окончательном обрисовывании историко-архитектурной картины должны быть приняты во внимание все факторы, и композиционный тип лишь один из них. Не случайно и сам В. В. Седов объявляет два типологически разных варианта творчески общими — включая е одну группу с каноническим типом церковь Варлаама. Он же отдает себе отчет в дифференциации художественных образов храмов типа церкви Георгия, выделяя среди построек без подпружных арок две группы — «типа Выбут» и «типа церкви Георгия». И различает их не только по разной форме алтарей, одно- или трехапсидных, но прежде всего по художественно-образному признаку, определяя первую группу как обладающую артистизмом, а вторую — пластикой форм. Обратимся к самим памятникам. Группа Выбут состоит из двух построек — церкви Ильи Пророка в Выбутах и церкви Рождества Богородицы в Новой Уситве.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Углы потеряли непредсказуемость формирования, весь интерьер стал объединеннее и прозрачнее частично из-за раскрытия широкими арками севернее угловых компартимен-тов, но главным образом из-за цельности и однородности развития каменной оболочки. Эта перемена произошла в пределах почти не изменившейся типологической системы, она носит стилистический характер. В основе лежит обновление художественного вкуса, его движение в сторону более властно и четко кристаллизующейся формы, что можно предположительно связать с опытом работы мастеров в Москве. Снаружи Георгиевская церковь кажется более легкой и изящной, чем обычные псковские постройки, этому содействует вертикализм близких по ширине некрупных прясел, довольно узкие лопатки, изящно обрамляющие углы, симметрично сгруппированные апсиды. В настоящее время, конечно, «облегченность» здания преувеличена из-за отсутствия изначальных придела и притвора, но все же формы фасадов выдают специальную заботу о симметричном пирамидальном построении всего объема.

Читать далее...