Интерьер освещали окна барабана и узкие окна в верхней части апсиды и рукавах креста по одному, ширина окон стала значительно меньше в сравнении с формами XII

Псковская архитектура XII в.

Выше этого сияния, отделенный им, венчает храм глубокий купол, снова лишенный яркого выявляющего света и поэтому отдаленный, отделенный, с пространством сосредоточенным и концентрированным. Намеренность использования света первоначально определила и расположение других окон. Мы уже отмечали низкое положение окон в торцах боковых ветвей креста. Окна находятся в храме преимущественно с западной стороны (в боковых стенах — западного рукава, в западной стене — южного), что предполагает в качестве цели наилучшую освещенность восточной, алтарной части храма. Алтарная часть здания выделена не только светом. Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов).

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Обратимся теперь к рассмотрению псковских памятников. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является первоклассным произведением архитектуры середины XII столетия. Типологически в древнерусском искусстве он уникален — это настоящий крестово-купольный храм, однако рукава креста столь выделены по высоте, что он выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми, как бы примыкающими частями (восточные являются апсидами). В литературе отмечалось сходство собора с памятниками Херсонеса и Малой Азии. Но подобные аналогии касаются лишь типа здания и могут быть расширены присоединением образцов едва ли не всей территории византийского искусства, они оказываются поэтому неконкретными и малосодержательными. К тому же пропорции памятника — угловые помещения вдвое ниже рукавов креста — не находят параллелей, обычно угловые части поднимаются до пят центральных сводов.

Архитектура первой половины XIV в.

Но это равенство скорее усиливает различия, отмеченные нами уже в плане зданий. Рукава креста при одинаковой (до сводов) общей высоте заметно уже, движение пространства в них вертикальнее и как-то неустойчивее, центральный купольный балдахин не обладает прежним мощным воздействием. Рукава креста имеют точно такие же габариты, как и подкупольный компартимент, возникает чувство некоторой самостоятельности, соседства пространственных зон, их слагаемости,— вместо непререкаемой грандиозности, дельности интерьера Спасо-Преображенского собора; в рукавах креста невольно ощущается некоторая их отделенность. Явная одинаковость деления восточной части здания: восточная стена северного рукава креста, проем апсиды, восточная стена Южного рукава креста — делает незаметной даже увеличенную глубину восточного рукава, а подковообразность последнего обособляет его даже еще сильнее, чем боковые рукава. В мирожском соборе решающая роль в организации внутреннего пространства принадлежала центральным аркам и сводам, имевшим Увеличенную против обычного высоту. Необыкновенны были масштаб и роль барабана главы и купола, внутренний диаметр главы был больше ширины подкупольного квадрата, необычна по высоте и верхняя часть главы, над окнами. В соборе Рождества Богородицы арки и своды имеют нормальные полуциркульные очертания, и поэтому активная, завершающая и объединяющая роль сводов оказывается значительно ослабленной.

Архитектура первой половины XIV в.

Это уже и не отрезки стен, они имеют вид цельных однородных объемов, создающих опору угловых компзргиментов. Правда, этот упругий ритм не получает развития в верхней зоне, где масса скрыта за ровным и ненаправленным движением стенных поверхностен, обрамляющих рукава креста, а потом дробится в странных очертаниях сводов с двойными подпружными арками, поставленными тесно и как бы бессмысленно. Обычно подпружные арки концентрируют структурное начало, здесь же они его дробят и мельчат. Ритмика арок и сводов не имеет центрического характера, узкий барабан еще больше лишает завершение собирающей, объединяющей роли. Барабан равен меньшему размеру подкупольного компартимента, он меньше его ширины, как бы обужен, уплотнен массивными ступенями арок и сводов.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Лестница на хоры существовала в северо-западном углу, это обычно, однако здесь этот угловой компартимент разделен на части в верхней зоне, западная занята лестницей, а восточная, с более высоким уровнем пола, — небольшой камерой, глухой с восточной стороны и большим прямоугольным проемом, соединяющим ее с пространством западного рукава креста. В юго-западной ячейке был вверху устроен придел с узким окном в западной стене и нишами в восточной и боковых стенах. Как и в XIV в. , своды вверху ориентированы по оси запад—восток, а внизу — по оси север—юг. Арки, выходящие внизу в западный рукав креста, одинаковы по высоте и равны порталу; арки, выходящие в боковые рукава креста, различны, северная поднята из-за более высокого расположения камеры второго яруса. В восточных углах, над диаконником и жертвенником, поднимаются на высоту 4 м очень узкие и глухие пространства, почти до высоты западных ячеек, около 6,5 м от пола храма.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Боковые апсиды сделаны более глубокими, обычно в псковских памятниках средняя апсида отчетливо выступает. Подобные слитные очертания апсид характерны для среднерусских построек, в Пскове это первый и единственный для эпохи пример, в XVI в. такая композиция станет распространенной. Возможно, что увеличенное чространство малых апсид помешало расширить центральный алтарь и привело к образованию прямой (а не обратной, как при расширенной апсиде) перспективы восточного рукава креста. Если в форме апсид видеть московское влияние, то сооружение храма можно было бы даже отнести к 1520—1530-м годам. Хотя форма могла появиться как исключение и на рубеже столетий. Относительное удлинение восточной части изменило систему фасадных членений.

Псковская архитектура XII в.

В пространственной композиции здания надо отметить полную прозрачность интерьера, практическое отсутствие разделяющих стен, их преобразованность в крестообразные столбы. Лишь в нижнем ярусе стена отделяет нартекс от храма, в центре она прорезана аркой прохода и только в боковых нефах оставлена глухой. Рукава креста четко очерчены выступами лопаток, западный подчеркнут и обходящими его п-образными хорами. При этом все угловые ячейки верхнего яруса раскрыты, объединены с центральным пространством высокими и широкими арками. Интерьер сохраняет как доминирующий принцип центрической организации. Первая попытка изменения типа и выразительности подобного храма была осуществлена в соборе Антониева монастыря (1117— ц19).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Но при этом композиция все же не имеет явного доминирующего центра, несмотря на крестообразный характер. Подкупольный квадрат по величине либо почти равен рукавам креста (боковым), либо даже уступает им (восточному и западному). Сами эти пространственные зоны — центр и рукава креста — кажутся скорее существующими вместе и рядом, нежели едиными и слитыми. В указанных формах много традиционного, в той или иной форме встречавшегося еще в соборе Снетогорского монастыря или Никольской церкви в Изборске.

Архитектура первой половины XIV в.

Над восточными углами здесь могли размешаться ризницы (в Никольском соборе палатка над диаконником расположена на своде, над жертвенником была, вероятно, устроена на. деревянном настиле), иногда вообще не имеющие окон и доступные лишь через приставные лестницы. В западных углах располагаются лестница на хоры (с севера) и придел (с юга), в Никольском соборе — Спаю-Преображенский придел, который столь памятно освящался в 1350 г. Эти крошечные палатки устроены просто и функционально — либо как надежные хранилища, либо как сокровенные молельни. Двухъярусное устройство углов чрезвычайно важно с конструктивной точки зрения, ибо переброшенные от столбов к стенам дополнительные арки повышают жесткость и прочность основных опор. В Никольском соборе конструкция угловых зон еще никак не выражена, они спрятаны за спокойным движением стенных поверхностей в рукавах креста. Псковской культуре чужды горделивый масштаб, мощная уверенность, властность; очень характерны в этом плане интонации псковских летописей при рассказе о бедствиях, при которых псковичи могли рассчитывать только на свои, не всегда достаточные силы и на благосклонность, заступничество небесных покровителей в ответ на смирение и кроткие молитвы.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Этому размеру равна глубина рукавов креста, таким образом определяется ширина храма. Внутри длина храма до восточной стены точно равна ширине, помещение храма — точный квадрат, это будет почти обязательным в XIV—XV вв. Хотя в объемной композиции свод восточного рукава доходит до внутреннего контура восточной стены, в плане рукав креста идет дальше к востоку, продолжается до внешнего контура восточной стены, до заплечиков апсиды. Центральный неф храма как бы удлиняется на глубину стены.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Некоторая «робость» оболочки, отсутствие в ее движении властного формообразования создают особую эмоциональную атмосферу в храме. При несомненной пространственности интерьера движение в нем ненаправляемо, комбинация отношений в каждой точке ощущается как случайная и неустойчивая. Интерьер освещали окна барабана и узкие окна в верхней части апсиды и рукавах креста (по одному), ширина окон стала значительно меньше в сравнении с формами XII в. (18 см против 80 см). При общей созерцательности сумеречного пространства в нем чувствуется какая-то нотка незащищенности; интерьер, несмотря на величину, выглядит камерным — ситуация, обратная новгородской.