Обычно подпружные арки концентрируют структурное начало, здесь же они его дробят и мельчат

Псковская архитектура XII в.

Мы уже видели, что стремление к ее непреложному соблюдению привело к необычному соединению конх боковых апсид и сводов перед ними. Лишь в одном месте согласованный волнистый бег закомар оказывается нарушенным — в западном прясле северного фасада, где закомара несколько повышена (визуально — как в новгородских памятниках). Однако здесь это произошло из-за соображений практических, функциональных, ибо угловой свод здесь ориентирован не по оси запад—восток, как остальные малые своды храма, а поперек, по оси север — юг. Он поставлен на малые арки, а не концентрично им, и в его южном торце сделан арочный проем, выводивший на кровлю. Структура выдерживается значительно нормативнее, нежели в новгородских постройках, где малые закомары всегда поднимаются почти так же высоко, как и центральные. Здесь пяты всех закомар в одном уровне, а их очертания близки полуциркульным. Интересна профилировка закомар.

Псковская архитектура XII в.

Подобные, традиционные для новгородской архитектуры приемы, порожденные техническими приемами кладки сводов (когда подпружные арки используются как кружала для досок опалубки), говорят о преобладании ремесла над артистизмом в зрительном построении формы. Тот же оттенок более грубого и примитивного — в неодинаковой глубине предалтарных сводов, неправильности и случайности их очертаний. Есть еще одна необычная композиция в соборе. Коробовый свод над вимой, следует, как обычно, за линиями восточной подпружной арки, но точно такое же соотнесение с малыми арками сводов над вимами жертвенника и диаконника — явление необычное, ибо по канону эти своды должны располагаться значительно выше, над аркой. Боковые апсиды в результате должны были оказаться резко пониженными, что трудно согласовалось бы с принятым в Иоан-новском соборе позакомарным завершением фасадов (в том числе и восточного). Мастера пошли на странное соотношение — если конха центральной апсиды, как обычно, чуть ниже свода вимы, то конхи боковых апсид выше подобных сводов; из-за этого повышения соотношения апсид становятся каноническими.

Кончанские церкви

По-видимому, это был первый каменный храм на псковском посаде. Псковские каменщики к этому времени оставили прежнюю технику каменного строительства, перестали применять кирпич и раствор из извести с измельченным кирпичом, перейдя на кладку только из известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Приобретенные к началу XIV века технические навыки и понимание работы сложных каменных конструкций дали псковским мастерам возможность перенять из южных земель Руси прием установки купола на ступенчатые своды. Сущность его заключается в том, что подпружные арки, несущие барабан купола, поднимались выше основных сводов храма и частью опирались на эти своды, передавая им некоторую долю нагрузки от купола. Такие своды XIV века сохранились до нашего времени в храме Михаила архангела в Городце. Здание этой церкви дошло до нас сильно измененным, но сохранило многие первоначальные части.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Подобное соединение круглых и кубических форм, опоры и массы вызвало, как мы уже видели, восхищение И. Э. Грабаря, тонко охарактеризовавшего его выразительность. Сила движения криволинейных поверхностей преодолевает раздельность пространственных зон как по вертикали, так и по горизонтали, все пространство становится объединенным крестообразным сводчатым ступенчатым балдахином. Подчиняясь центризму системы, строго по оси расположены окна в боковых рукавах креста, которые снаружи из-за этого оказываются смещенными с середины прясел. Несколько особо пока еще построена восточная часть, где арки еще недостаточно широки и высоки, чтобы активно «развеществить» массу. Здесь еще сохраняется впечатление застывшей, пассивной стены, прорезанной отдельными проемами, еще не преображенной в столб, не проникнутой движением в вертикальном направлении.

Читать далее...

Осмотр храмов

Поэтому приходится делиться с читателем предварительными неполными и еще не проверенными соображениями. Основной объем храма был покрыт позакомарно — по трем полукружиям с каждой стороны. Об этом свидетельствуют сохранившиеся остатки полукружий на фасадах. Вопрос о том, были ли выражены снаружи повышенные подпружные арки этого храма, пока остается нерешенным. Сохранявшаяся до Великой Отечественной войны наружная обработка северного придела говорит о том, что его верх был подобен верху церкви Рождества в Довмонтовом городе. На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948—1950 годах, была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе была открытой, с широкими проемами.

Читать далее...