В городе появляются первые каменные здания и строится знаменитый Троицкий собор

Троицкий собор

Собор построен из крупной тесаной белой плиты. Свойства этого материала и, возможно, привычки местных строителей привели к упрощению обработки здания. Лишь в нижней части собор был украшен наличниками и поясами, сам же четверик, кроме лопаток и их завершений и очень простого карниза, не получил никакой обработки. Может быть, в этом сказалась просто недостаточность средств на постройку, тянувшуюся с 1682 по 1699 год.

Псковская архитектура XII в.

Это первый пример подобного устройства хор. Любопытно, что рождение нового варианта, как и в соборе Антониева монастыря, связано с поэтапностью строительства. Подобная композиция хор, только уже органически включаемая в оболочку здания, станет практически обязательной в новгородской и псковской архитектуре вплоть до XV в. Снаружи стены сложенного из плитняка и плинфы храма были покрыты цемяночной штукатуркой. Ниш на стенах не было, за ровной цветной поверхностью исчезало ощущение массивности стены. Расчлененность и подвижность формы создавались активностью объемной композиции. Контраст высоких рукавов креста и низких угловых частей мог бы стать причиной вертикального ритмического движения фасадов, однако огромная глава (ее диаметр несколько шире рукавов креста) властно берет на себя роль доминанты, и все движение превращается в нисходящее от главы.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

О внутренней структуре церквей можно только догадываться, но малые размеры не должны были служить препятствием к устройству обычных двухъярусных угловых компартиментов. Теперь мы обратимся к анализу самого сохранившегося и развитого памятника Довмонтова города — церкви Покрова. Первая и важнейшая проблема — датировка памятника. В. Д. Белецкий относит церковь к 1352 г. и приводит для этого весьма серьезные аргументы. Он указывает на сам тип здания с одной апсидой и крестообразными столбами, сближая его с новгородской Знаменской церковью 1354 г. Граффити на фреске, датируемое 1398 г. , также заставляет его принять раннюю дату. Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов. Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника. Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков.

Читать далее...

Каменные палаты

Немного южнее собора и теперь еще можно видеть остатки старинных (вероятно, XVII века) каменных палат (погреб и часть стены второго Этажа с окном в ней). Над ними были деревянные кельи и при них деревянная церквушка. Возможно, что в каменной части этого здания помещалась трапезная. Прямо против собора, западнее его, сохранился еще каменный этаж здания, относящийся, вероятно, к началу XVII века, с более поздним деревянным верхом, в котором с 1800 года располагались жилые покои настоятеля. Все Эти здания, по-видимому, ограничивали передний, парадный двор монастыря.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Путь к более объективному историко-художествен ному суждению еще только начинался, и псковские памятники И. Э. Грабарь невольно сравнивал с грандиозными новгородскими соборами начала XII в. Говоря о широком применении круглых столбов, И. Э. Грабарь указывает на их эволюцию от высоких к низким. Хотя сама эта линия совсем не бесспорна, надо отметить выразительную эстетическую характеристику формы — здесь взгляд художника был весьма проницателен: «. кажется, что на коротких и массивных круглых тумбах насажены четырехгранные столбы, из которых непосредственно вырастают своды. Переход от круглой части столба к четырехгранной обработан при помощи консолей, выглядывающих из круглого тела колонны в верхней ее части и как бы помогающих ей нести тяжесть четырехгранника и лежащих на нем сводов». «История русского искусства» подвела итог рассмотрению псковских памятников в рамках общей академической науки, но до первой мировой войны успели выйти еще два прекрасных издания. Одно из них носит характер чрезвычайно добротной углубленной штудии и посвящено всестороннему изучению монастырской жизни Пскова.

Читать далее...

Постройки последней трети XIII века

Новый Троицкий собор был сложен из плиты. Черты живописности композиции, проступавшие в предшествовавшем ему здании, теперь значительно усилились. Постамент под главой получил сложную форму, понижение угловых частей главного объема собора придало его массам еще большую расчлененность. Стены здания были покрыты обмазкой и побелкой, сверкавшими под лучами солнца. Отношения с Ганзой и русско-ливонская война 1501-1503 гг. Наиболее активные торговые контакты Псков поддерживал с городами ганзейского союза — Ригой, Ревелем, Дерп-том. В конце XV века существование ганзейского двора в Новгороде снова оказалось под угрозой.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Довольно быстро появился следующий общий очерк развития псковской архитектуры, принадлежащий П. Н. Максимову". Спокойный и внимательный исследователь отечественной архитектуры, он изложил уже известный к середине 1960-х годов материал, внутри которого и в самом его расположении можно усмотреть определенную авторскую позицию. Домонгольские памятники рассматриваются не в контексте культуры города, а в контексте общих эволюционных процессов русской архитектуры XII в. Соборы Ивановского и Мирожского монастырей вошли в главу книги «Архитектура Новгородской земли XII — начала XIII в. », причем Иоанновский собор рассматривается в линии памятников Новгорода первой половины века, а Спасо-Преображен-ский анализируется вслед за изложением всего материала XII в. — как греческий тип, «привнесенный заказчиком». Троицкий собор, датируемый, согласно Н. Н. Воронину, около 1193 г. , вынесен в главу «Архитектура южной и западной Руси в XII—ХШ вв. ». П. Н. Максимов восстанавливал собор Иоанна Предтечи после разрушений военных лет, что позволило ему дать реконструкцию здания. Он отмечает новые черты в композиции собора, возникшие в результате стремления к упрощенности, уменьшенности и интимности. Но даже эти не слишком эстетические качества считаются побочным результатом чисто строительной деятельности — лишь «ответом на новые практические задачи», художественное начало как бы отсутствует, ибо оно «в основном механически вытекало» из Более образно определяется облик Мирожского собора, где подчеркивается меньшая строгость, большие интимность и живописность, нежели в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, свои краткие определения автор не развивает.

Читать далее...

Старое Примостье

В другом месте он говорит о «царских палатах», в которых все покои были обтянуты красным бархатом. Вероятно, это тоже были повалуши или гридницы с каменными стенами. Видимо, обычай обивать изнутри материей стены распространялся не только на деревянные здания. Украшением интерьеров были узорчатые окончины.

Пушечный амбар

Так, например, над палатами Мирожского монастыря, стоявшими на самом берегу реки Великой, немного южнее собора возвышались не только деревянные рубленые кельи, но и деревянный храм. Во всех этих разнообразных зданиях были ярко выявлены черты, характерные для творчества псковских каменщиков. Пожалуй, наиболее замечательной и поучительной из них было умение подчинять архитектуру практическим нуждам,— создать по возможности наилучшие условия для сохранения здоровья обитателей жилых зданий, удобства для работы в производственных зданиях. Естественно, что при этом мастера не забывали об эстетических потребностях, так как они Знали, что в жизни людей эстетическая сторона играет очень большую роль. Но применявшиеся ими приемы не являлись результатом подчинения архитектуры отвлеченным каноническим идеалам прекрасного, а полностью зависели от практических требований жизни и быта.

Читать далее...

Деревянная архитектура Пскова XVI века

В наружной обработке богатых псковских деревянных зданий, несомненно, применялись покрытия луковицеобразного профиля — так называемые бочки. Луковицеобразные формы, как сказано выше, вошли в это время в завершения иконостасов, а также киотов и керамических плит. Ниши с завершениями в виде бочек на палатах Крыпецкого монастыря, бесспорно, были связаны с какими-то «бочечными» крышами над кельями этого здания. Без таких покрытий верхние деревянные Этажи этих палат никак не увязывались бы с декорацией каменной части.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Каждый город не случайно выбирает традицию. Поражает необыкновенное соответствие природы будущего псковского зодчества облику открывающего его историю собора Мирожского монастыря. Его архитектура не только определила многие особенности другого создания XII в. , собора Ивановского монастыря, не только оказалась образцом при строительстве начала XIV в. , она еще и воспитала религиозное чувство псковичей. Искусство XIV в. переносит нас в мир, лишенный сосредоточенной силы XII в. , в атмосферу искренней веры людей, чья жизнь полна тревоги и держится надеждой на мир вышний и собственной беззаветностью. Никольская церковь в Изборске позволяет ощутить эту архитектуру, гораздо более камерную, тревожную и открыто эмоциональную, нежели новгородская.

Читать далее...