Нынешняя колокольня надстроена над звонницей пролеты которой при этом заложили, по-видимому, в начале XIX века

Памятники последних лет XVII века

Нет в нем ни уникальности старого собора, единственного в своем роде здания, не похожего ни на какое другое на свете, ни его теснейшей связанности со всей архитектурой средневекового Пскова. Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Читать далее...

Кончанский храм Богоявления с Запсковья

Дальше улица расширена и обращена в площадь. На поверхности почвы этой площади отчетливо видны остатки основания каменных палат Снетогорского подворья, сломанных в середине XIX века. На протяжении около пятидесяти метров по левой стороне улицы тянулись каменные постройки подворья — трапезные палаты с храмом при них, длинный братский корпус и каменная столпообразная постройка (надо полагать, храм-колокольня). «Богоявленский крест», где пересекалась Большая улица с перпендикулярной ей Богоявленской, идущей отсюда вниз к мосту на Броды, был украшен еще, помимо храма Богоявления с Запсковья, церковью Иоанна архиепископа, стоявшей напротив Богоявленской звонницы на другом краю взвоза. Около Богоявленского буя улица шла у самого края обрыва. Здесь по правой стороне уже не было никаких строений и открывался вид на Пскову и противоположный берег ее, на Броды, Кстову, Пески.

Читать далее...

Звонница Козьмодемьянской с Примостья церкви

Во втором ярусе — церковка, соединенная дверью с примыкающей к ней с запада трапезной палатой. Третий ярус занят храмиком, план которого внизу квадратный, а наверху при помощи угловых арок (тромпов) переходит в восьмерик. Вход в него был из деревянных келий. Выше — колокольня с открытыми пролетами, перекрытая, как и храмик третьего яруса, зонтичным сводом. В другом загородном псковском монастыре, Елизаровском, строители, не устраивая ненужного монастырю второго храма, прикомпоновали столп к западному входу в собор, преобразив помещение во втором ярусе в паперть и оставив наверху колокольню.

Читать далее...

Ансамбль подворья

Од так удачно был поставлен на довольно тесном пространстве подворья, что весь попадал в поле зрения выходившего из ворот, воздействовал сразу всеми своими частями и деталями. Не случайно колокольня обращена в сторону ворот. Изнутри храм Одигитрии, как и теперь еще можно заметить, выглядел грандиозным. Его крупные размеры и здесь были хорошо выявлены благодаря очень умело преувеличенному масштабу.

Читать далее...

Церковь Константина и Елены

Она была значительно изменена в XVIII—XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Это единственный памятник деревянной архитектуры в Пскове. Церковь Алексея с Поля (находится на Советской улице) — монастырская бесстолпная церквушка XVI века, перестроенная в XVIII веке. Ее придел, притвор, колокольня, глава и перекрытие самого храма — поздние. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Произведения искусства и архитектуры древнего Пскова были созданы народом. В них находили выражение его творческие силы, его изобретательность, художественное чутье и строгое понимание прекрасного. Памятники архитектуры Пскова могут рассказать не только о событиях прошлого, о быте и культуре древних псковичей.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В декоративном завершении главы есть также некоторая необычность, слишком широкий ровный пояс отделяет верхний поребрик от арочек, в то время как последние оказываются почти приближенными к линии кровли главы. Подобная форма гораздо чаще встречается в памятниках XVI в. , и, если реставрация проведена правильно, также свидетельствует о возникновении памятника не ранее самого конца XV в. Около северо-западного угла церкви поставлена высокая звонница, местом размещения и очертаниями — прямоугольный в плане объем с колокольницей на западном стороне, даже расстояниям от основного объема следующая композиции Богоявленской церкви. Ни по масштабу, ни функционально столь высокая отдельно стоящая колокольня вряд ли была необходима Ильинской церкви. Кажется несомненным, что она возникла как поэтический отклик заказчиков и зодчих на красоту речной панорамы низкого берега Великой, где так замечательно хрупкость, ажурность очертаний высокой колокольни дополнили ладно скроенный силуэт самой церкви.

На середине пути от Снятной горы до Пскова

К нему примкнула пристройка начала XVII века с любопытной четырехпролетной звонницей, два пролета которой обращены на юг, а два — на запад. Во второй половине XVII века эта пристройка была повышена и расширена к западу и на северную сторону. Нынешняя колокольня надстроена над звонницей (пролеты которой при этом заложили), по-видимому, в начале XIX века. Звонница с западной и южной сторон была украшена крестами, сложенными из печных изразцов. Эти любопытные изразцы можно видеть теперь только на южном фасаде. Наверху, под самыми столбами звонницы — тесная каменная «палатка», служившая, по преданию, кельей одному из псковских «духовных владык» XVII века, прославившемуся в свое время образованностью архиепископу Арсению.

Читать далее...