Здания стали до такой степени восприниматься только извне, что даже фотографии их интерьера сделались редкостью

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В плане церкви непросто выявить систему трех одинаковых зон, но она все-таки существует как отсчетная. Внутренняя ширина здания (7,3—7,4 м), разделенная на три, дает ширину центральной апсиды (примерно 2,5 м). Западные столбы сдвинуты к востоку на 20 см, столбы раздвинуты к северу и югу на 20 см, подкупольное пространство получает форму вытянутого в поперечном направлении прямоугольника — 2,2 × 2,6 м.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Довольно быстро появился следующий общий очерк развития псковской архитектуры, принадлежащий П. Н. Максимову". Спокойный и внимательный исследователь отечественной архитектуры, он изложил уже известный к середине 1960-х годов материал, внутри которого и в самом его расположении можно усмотреть определенную авторскую позицию. Домонгольские памятники рассматриваются не в контексте культуры города, а в контексте общих эволюционных процессов русской архитектуры XII в. Соборы Ивановского и Мирожского монастырей вошли в главу книги «Архитектура Новгородской земли XII — начала XIII в. », причем Иоанновский собор рассматривается в линии памятников Новгорода первой половины века, а Спасо-Преображен-ский анализируется вслед за изложением всего материала XII в. — как греческий тип, «привнесенный заказчиком». Троицкий собор, датируемый, согласно Н. Н. Воронину, около 1193 г. , вынесен в главу «Архитектура южной и западной Руси в XII—ХШ вв. ». П. Н. Максимов восстанавливал собор Иоанна Предтечи после разрушений военных лет, что позволило ему дать реконструкцию здания. Он отмечает новые черты в композиции собора, возникшие в результате стремления к упрощенности, уменьшенности и интимности. Но даже эти не слишком эстетические качества считаются побочным результатом чисто строительной деятельности — лишь «ответом на новые практические задачи», художественное начало как бы отсутствует, ибо оно «в основном механически вытекало» из Более образно определяется облик Мирожского собора, где подчеркивается меньшая строгость, большие интимность и живописность, нежели в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, свои краткие определения автор не развивает.

На середине пути от Снятной горы до Пскова

На их месте остались лишь погреба, своды которых уже местами провалились и засыпались Землей. На восточных и юго-восточных окраинах Пскова есть еще старинные храмы: Иоанна богослова с речки Милявицы, даря Константина и матери его Елены в бывшей Царевской слободе, Дмитрия с Поля, деревянный храм Варвары в бывшем Петровском посаде, а на юг от центра — Алексея с Поля. Церковь Иоанна богослова — памятник XVI века, имевший некоторое сходство с церковью Климента на Завеличье, но очень измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье, — не дошли до нашего времени, С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным исходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились.

Псковская архитектура XII в.

В литературе отмечалось сходство собора с памятниками Херсонеса и Малой Азии. Но подобные аналогии касаются лишь типа здания и могут быть расширены присоединением образцов едва ли не всей территории византийского искусства, они оказываются поэтому неконкретными и малосодержательными. К тому же пропорции памятника — угловые помещения вдвое ниже рукавов креста — не находят параллелей, обычно угловые части поднимаются до пят центральных сводов.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

На восточном фасаде опущенное положение арочек делает апсиды неожиданно крупными; декоративные пояса и валиковые арочки смягчают сопоставление, делают стену легче и прозрачнее. Превращение каждого фасада в изящную по ритму композицию свидетельствует об особом внимании к облику здания со всех сторон, однако подчеркнутая пластичность и масштабность восточного фасада, ниши с западной и северной сторон говорят нам о приоритете видов с севера, от реки, и речных перспектив с восточной и западной сторон. В истории русской архитектуры ступенчатые своды всегда называются повышенными, в псковском же искусстве покой и отсутствие резкой вертикальной динамики часто заставляют думать о ступенчатых пониженных сводах. Это вернее даже и технологически, ибо отсчетным пропорциональным уровнем является верхняя ступень, ее высота нормативна, а уровень примыкающих сводов определяется ее понижением. Лишь с усилением влияния московского искусства в памятниках Пскова середины XVI в. чтение форм снизу вверх начинает устанавливаться как бесспорное.