Границы Псковской земли кишели лазутчиками, выведывавшими настроения людей, состояние обороны и планы воевод

Плещеевы

В июле 1490 г. был на приеме имперского посла. В 1485 г. А. М. Плещеев упоминался среди бояр, которые оставались («по старости», очевидно) в Москве во время Тверского похода. А. М. Плещеев был женат на дочери Якова Ивановича Казака (из рода Кошкиных). Сохранилось завещание А. М. Плещеева (до 19 августа 1491 г. ). Тимофей (Юрло) Михайлович Плещеев упоминается среди послухов в купчей 1455—1457 гг. и данных 1455—1466 гг. (на земли Бежецкого и Дмитровского уездов). В 1469 г. участвовал в походе к Казани. Разбитый татарами еще на Волге, у Усть-Камы, он попал в плен. Сведения родословцев о его окольничестве подтверждаются помещением его в Хронографическом списке 1498 г. среди окольничих.

Церковь Константина и Елены

Виляка) совершил нападение на окрестности Пскова, разорив волости Муравейно и Овсища и захватив много пленных. На местное население тяжким бременем ложилась обязанность поставлять «посоху» — вспомогательные войска, использовавшиеся главным образом во время осады. При неудачной осаде Пайды в сентябре — октябре 1560 г. новгородская посоха разбежалась, и ополчение вторично набирали в Пскове: «И Псковоу и пригородам и сельским людям, всей земли Псковской проторы стало в посохи много, в розбеглои место посохи новгороцкои посохоу наймовав, посылали с сохи по 22 человека, а на месяц давали человекоу по 3 рубли, и иные и по пол-четверта рубли, и с лошадьми и с телегами под наряд…». Со своей стороны, и псковичи принимали активное участие в пограничной войне, целью которой было разорение приграничных территорий. Отряды добровольцев («торонщиков») совершали нападения на орденские земли зимой 1558 и весной — летом 1560 г. : «…ходили торонщики в Немецкоую землю, и много воевали земли, и полону и животины гоняли из земли много, а иных немцы побивали». В августе 1560 г. русские войска совершили успешный поход в Прибалтику, осадив Вельян (Вильянди) и разгромив две немецких армии.

Читать далее...

По памятникам города

Согласно его мнению, продавцом земли была не вся погостская община, а только Яков, Ермола и Родион. Сельские смерды владели смердьей землей и водой (рыболовными участками), которые в общей сложности составляли 12 с половиной «мест», или жребиев в общинных угодьях. Кроме того, в распоряжении смердов находились собственные «прикупки», которые, по мнению Ю. Г. Алексеева, появились в результате частных сделок. С хозяйственной точки зрения общинные и прикупные земли представляли собой всю совокупность угодий: пашни и рыболовные участки в количестве 12 с половиной жребиев, пожни, прикремы, пень, колоду, полесья. Они находились в общей меже с землями всего погоста: «а в том ободе чюжая земля». Все эти земли продаются смердами «в одерень», то есть в полную собственность, с ведома старосты Родиона и всего погоста.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Пока, в середине XIV в. , город еще невелик, парадное значение детинца акцентируется Троицким собором и линией мощной каменной стены — «персей» с рвом («Греблей») и Довмонтовым городом перед ними. «Обжитость» пейзажа и его архитектурная освоенность увеличиваются приходскими храмами — к семи уже существовавшим добавились в первой половине XIV в. еще девять, семь из них стояли уже на посаде, защищенном с юга каменной стеной 1309 г. Хотя крепости псковской земли этого времени не сохранились, все же можно реконструировать некоторые их особенности, определявшие архитектурный ландшафт Пскова и его пригородов. В отличие от западноевропейской традиции, когда башни, донжоны являлись доминантами оборонительных комплексов, псковские крепости были прежде всего оградами — не очень высокими и тонкими (толщина стен около 1 м, как в церковном строительстве), с воротами (в стене Пскова 1309 г. было трое ворот), но без башен, которые пристраивались постепенно позднее. Крепости не подчиняли пейзаж своей каменной структуре, их стены гибко следовали очертаниям места.

Читать далее...

Палаты Трубинского

Движимое имущество («живот») переходит Федосье «в одерень», но тут же выясняется, что она не может распорядиться самостоятельно «животом», который должны продать и раздать в милостыню душеприказчики Павла14. Значение термина «одерень», как нам кажется, отчасти проясняет список с ободной грамоты на земли троицкой слободы конца XV — начала XVI в. В отрывке этого акта, имеющего государственное происхождение, помимо терминов «в одерень» и «дерноватая грамота», трижды употребляется термин «дерн» («дерен»). Из ободной грамоты ясно, что в одном «ободе» с землями, пожалованными слободе, находились принадлежавшие жителям Изборской волости и псковичам частные владения (лядины, пожни и нивы), с которых «Господин Пскову… дерну не имал»15.

Читать далее...