Отсюда по Некрасовской улице или через двор Областной библиотеки можно пройти к Нововознесенской церкви

Осмотр храмов

Сохранявшаяся до Великой Отечественной войны наружная обработка северного придела говорит о том, что его верх был подобен верху церкви Рождества в Довмонтовом городе. На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948—1950 годах, была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе была открытой, с широкими проемами. На северной стене придела до его оштукатурки были видны внизу остатки пят двух арок, указывавшие, что к нему примыкала пристройка с широкими открытыми проемами, перекрытыми арками, похожая на часовню-усыпальницу XVI века при церкви Николы на Усохе. Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Церковь Василия на Горке.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Прежде всего не стоит преувеличивать так называемые новгородизмы: новгородские храмы на протяжении пяти столетий оказывались очень разными, и вряд ли существовал в представлении псковичей такой общий образ новгородской церкви. Если сравнить с новгородскими храмами второй половины XV в. — а именно их бы прежде всего должны были бы иметь в виду псковские современники,— то пропорциональный строй, пространственные решения, форма опор, расположение и форма проемов — все будет отлично. В Новгороде возводятся небольшие церкви со свободно стоящими столбами, часто на подклете, стройные и легкие, скорее изящные, столбы часто круглые. Если же под новгородизмами понимать вероятный облик Спасской церкви Хутынского монастыря конца XII в. , то все новгородские церкви того времени имели три апсиды, закомарные завершения фасадов. Почему же в сознании псковичей конца XV в. новгородизмы должны ассоциироваться с отдельными (только отдельными — ибо целое опять иное) чертами новгородских храмов XIV — начала XV в. , остается непонятным.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В декоративном завершении главы есть также некоторая необычность, слишком широкий ровный пояс отделяет верхний поребрик от арочек, в то время как последние оказываются почти приближенными к линии кровли главы. Подобная форма гораздо чаще встречается в памятниках XVI в. , и, если реставрация проведена правильно, также свидетельствует о возникновении памятника не ранее самого конца XV в. Около северо-западного угла церкви поставлена высокая звонница, местом размещения и очертаниями — прямоугольный в плане объем с колокольницей на западном стороне, даже расстояниям от основного объема следующая композиции Богоявленской церкви. Ни по масштабу, ни функционально столь высокая отдельно стоящая колокольня вряд ли была необходима Ильинской церкви. Кажется несомненным, что она возникла как поэтический отклик заказчиков и зодчих на красоту речной панорамы низкого берега Великой, где так замечательно хрупкость, ажурность очертаний высокой колокольни дополнили ладно скроенный силуэт самой церкви.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Многие постройки образовывали удивительные по красоте ансамбли, выразительность которых, по счастью, в какой-то мере уцелела и в наши дни. Г. Я. Мокеев справедливо выделяет два замечательных комплекса. Один из них встречал въезжающих в город по Великой улице за стеной 1375 г. Г. Я. Мокеев уподобляет его торжественным пропилеям, ибо с каждой стороны улицу обрамляли два храма, справа — церковь Святого Духа со Усохи и Василия на Горке, слева — Николы и Варвары со Усохи. Даже сейчас, когда с каждой стороны осталось только по одному храму, удивительная нарядность, торжественность движения улицы вполне ощутимы. Добавим, что все эти церкви были поставлены по линии русла речки Усохи и движение вдоль нее по поперечной к улице перспективе от церкви Василия на Горке являло увлекательнейшую по живописности смену перспектив, которую с таким увлечением охарактеризовал Ю. П. Спегальский. Второй замечательный по пейзажной красоте и архитектурной выразительности ансамбль связан с долиной Псковы.

Ворота буя Козьмодемьянской церкви

Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна. Верхняя часть ниши сломана вместе с щипцом, завершавшим ворота. Крыльцо церкви, пристроенное к первоначальному притвору, относится к XVII веку и носит на себе следы многих переделок. В 1925 году в палатках храма были найдены остатки иконостаса начала XVI века. Это были светлые гладкие липовые доски с вырезанным на них мелким строгим стилизованным растительным орнаментом, который никогда не был покрыт позолотой (доски хранились до Великой Отечественной войны в Псковском музее).

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Конечно, кладка псковских памятников чужда сухому геометризму, она ощутимо рукотворна, но она строит форму точно, безошибочно. Интерьер церкви строг, серьезен и исполнен развитого структурного ритма. Чуждыми этому искусству, лишними кажутся и все уподобления Церквей жилым зданиям — и не только для Богоявленской, но и для всех других церквей Пскова. Вспомним также, что, по свидетельству иностранцев, даже в XVI в. все жилые постройки Пскова были деревянными.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Модуль в три Метра, чья роль в плане затушевана подвижками столбов, сохраняет свое значение в высотном построении. Высота рукавов креста равна трем модулям или ширине церкви, конха апсиды и все арки второго «руса завершаются на высоте двух модулей, здесь же начинаются все завершающие храм своды и люнеты рукавов креста. В церкви Варлаама люнеты выложены из голосников, что традиционно, необычна только частота их расположения — почти сплошь, в шесть рядов, по восемь в ряд в каждой люнете. В церкви Георгия они размещались в три ряда, по пять-шесть в каждом, еще реже они - вставлены в кладку церкви Николы в Изборске (видны в люнете над апсидой).

Читать далее...

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Она относится к мощной, характерной манере живописи последних двух десятилетий XIV в. , и ее зависимость от известных и в византийском искусстве, и в Новгороде образцов безусловна. В. Д. Белецкий фиксирует разрушение живописи и находки ее фрагментов под храмом № 8 и под слоем строительства 1398 г. В случае возведения храма № 8 в XVI в. это было бы уже Неудивительно, наличие же фрагментов «той же самой живописи» под слоем 1398 г. пока только декларировано и не представлено необходимой по подробности и убедительности документацией. Наконец, кажется невероятной сама возможность каменного строительства в 1352 г. , особенно достаточно значительного по размерам и сложного. Известие о построении Покровской церкви в 1352 г. содержится только в Псковской 3-й летописи, и в нем не уточняется, каменная или деревянная церковь была «поставлена». В конце столетия мы не имеем в летописях никакого сообщения ни о том, что существовавшая церковь Покрова «упала», «рассыпалась» или была разбита, ни о том, что здание 1398 г. строится на старой основе.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Километры стен, почти 20 башен и около 50 церквей возникли менее чем за сто лет. Однако огромная трудность исследования определяется тем, что ни одно из этих зданий не сохранилось целиком. Стены скрылись за неоднократными докладками последующего времени или были просто переложены, башни перестроены и сохранились лишь частично (Кутекрома, Мстиславова) или в нижних частях, церкви или разрушены совсем, или заменены новыми зданиями. Раскопки в Довмонтовом городе дали нам остатки фундаментов и нижних частей стен пяти церквей и еще три уцелели — и это большая удача — в разрушенном только наполовину состоянии. Вот практически все, что мы имеем для создания истории архитектуры едва ли не главного периода самостоятельности Пскова.