От уровня завершения сводов над западными ячейками поднимаются своды рукавов креста; как уже говорилось, этот уровень равен удвоенной высоте хор, оба эти уровня отмечены связями

Псковская архитектура XII в.

Надо, правда, учесть, что в настоящее время культурный слой вокруг здания достигает 1,5 м. Собор Иоанновского монастыря является в целом удивительным памятником, отразившим сложность, известную разнородность переходной для новгородской (и псковской) архитектуры эпохи. Строившие его мастера были так или иначе причастны к созданию соборов Антониева и Мирожского монастырей — настолько явно формы последних отпечатались в его композиции. Соединение с еще более ранней традицией определило особое трехглавие храма, уникальность облика собора усилена оригинальными, не встречавшимися еще в русской архитектуре элементами — круглыми окнами, хорами на деревянном настиле, «растворившимся» нартексом, круглыми западными столбами. Можно было бы ожидать, что собор займет важное, существенное место в эволюции новгородской архитектуры.

Читать далее...

Гедиминовичи

Брат Лущихи Иван Ушатый (Ушак) в 1500 г. числился воеводой князя Федора Борисовича Волоцкого. У Василия Лущихи было четверо сыновей — бездетный Юрий, Петр и бездетные же Иван Хорьяк и Василий Овчина. Оба сына Петра Лущихина (Борис и Андрей) позднее служили Владимиру Андреевичу Старицкому, который претендовал на Волоцкий удел. Дети Ивана Ушака появляются в разрядах уже после присоединения Волоцкого удела к Москве (Федор Телица с 1519 г. , Иван Жердь с 1531 г. и Петр с 1528 г. ) и особенного успеха по службе не достигли.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Говоря о тождестве планов обоих храмов, В. В, Суслов выделяет ступенчатое построение сводов псковского памятника как первое применение формы, которая стала «практиковаться в последующих церквах Новгорода и Пскова» и затем вошла в московскую архитектуру К XIV в. автор относит церкви Петра и Павла (1373) и Василия на Горке U377—1413), он отмечает как характерный признак низкие круглые столбы и возобновленное устройство хор на сводах. Высокие круглые столбы с деревянными хорами или без хор он связывает С XV в. —церкви Иоакима и Анны, Василия на Горке. Во внутренней структуре церквей отмечается двухъярусность угловых помещений — северо-западного с лестницей на хоры и палаткой, юго-западного с ризницей наверху, в восточных углах — с помещениями наверху для казны (церкви Варлаамия, Воскресения на Званнице, Успения с Пароменья, Богоявления, Георгия — все датируются XV в. ). Как особенность Пскова отмечается еще устройство бесстол пных церквей (Никольской, Преображенской Надол-бина монастыря, приделов в церкви Николы с Усохн). Характерным для псковской архитектуры автор считает частое употребление притворов, приделов и звонниц, форму последних он признает местной, оригинальной и как о таковой говорит о ней даже при рассмотрении новгородских образцов. Свои общие позиции В. В. Суслов заявляет в начале очерка: «большое искусство здесь не сказалось. следя за разными видоизменениями форм памятников. нельзя не признать, что зодчество Новгородско-Псковского края всегда искало своей самостоятельности в жизни, но выступать наряду уже с зрелыми элементами Византийского и Западного искусства оно не решалось.

Архитектура первой половины XIV в.

Авторитет этих исследователей сделал подобную точку зрения практически общепринятой. При этом церковь всегда рассматривалась как здание закомарвого типа, т. е. с фасадами, завершаемыми тремя закомарами,— форма, существующая в настоящее время. Однако вся система сводов церкви, начиная от малых арок от столбов к стенам, их пропорции, очертания, соотношения высот и глубин центральных сводов и арок имеют аналогии лишь в храмах середины XVI—XVII в. Вполне вероятно, что были переложены не только своды, но и столбы, ибо в XIV—XV вв. мы не знаем ни одного храма со свободно стоящими столбами, без устройства во всех углах двуэтажных структур, палаток и хор. Снаружи хорошо видно, что закомары на боковых фасадах не соответствуют лопаткам и даже (на северном) оторваны от них, отделены поясом металлических связей конца XVII в. С большой долей уверенности можно утверждать, что существующие позако-марное завершение фасадов и система повышенных сводов возникли в 1694—1696 гг. Собственно, об этом говорит давно известная надпись на плите внутри храма: «. в лето 7202 и 7203 (т. е. в 1694 и 1965 гг. — А. К. ) устроена вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, и глава. » Существовало ли позакомарное завершение фасадов изначально? Любой ответ предположителен, но все же некоторые обстоятельства заставляют согласиться с такой гипотезой.

Читать далее...

Характерный облик

Следующий каменный храм был возведен уже по заказу церковного владыки — архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Желая утвердить в Пскове прочный оплот пропаганды христианства, он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором около 1156 года создал соборный храм. Место для монастыря было выбрано в небольшом отдалении от города, на другом берегу Великой, у устья реки Мирожи. Отрезанный рекой, монастырь был в то же время хорошо виден с берегов Великой и с высоких мест города. Архитектурное решение собора определил сам Нифонт, нашедший на юге, вероятно в Херсонесе, тип храма, наиболее отвечавший его вкусам.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

И однако, общее впечатление остается резко отличным. Причина тому—иные пропорции. Преувеличенный вертикализм новгородских соборов исчез, хоры устроены примерно на половине высоты основного объема. Эти изменения не могут быть случайными, они несомненно осознаны. Поскольку формы Иоанновского собора Re имеют новаторского характера и отмечены печатью равнения На образец, то весьма вероятно, что и перетолкование образца Произошло под влиянием дополнительного примера.

Храм Николы от Каменной ограды

Содержание текста устюженской грамоты существенно важно для реконструкции хода реформы самоуправления в Псковской земле, поскольку Устюжна и Псков имели схожую структуру населения (влиятельные посады) и землевладения (преобладание поместно-вотчинных земель). Как показал Н. Е. Носов, земская реформа в Псковской земле началась в 1555 г. и носила ограниченный характер19. Институт наместников был упразднен в псковских пригородах с 1 сентября 1555 г. Это хорошо видно по сохранившимся фрагментам Боярской книги, в частности по наместничеству в Велье. В 1553 г. Велье, Врев и Володимерец «с корчмами и со всеми пошлинами» получил в наместничество Ф. Л. Соловцов.

Первоначальная архитектура

Но, несмотря на это, необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху и теперь придают ей подчеркнутое выражение мощи. Чтобы яснее представить себе, как все это выглядело в старину, нужно сойти к самому берегу и подходить к памятнику от реки, как бы от бывшего плавучего моста. Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки. Отсюда перейдем берегом Великой к Мирожскому монастырю. По пути можно полюбоваться панорамой города и, может быть, даже попытаться вообразить ее во времена расцвета древнего Пскова. Тогда высоких набережных не было, виды реки были отделены от крепостных стен лишь узкой неровной полоской низкого берега и стены н башни в тихую погоду отражались в реке как в зеркале.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Как уже отмечалось, его плинфа очень близка плинфе Мирожского собора (33—39 × 23—26 × 3,5—6 и 38 × 22 × 5,5 см). Общая структура и пропорции плана свидетельствуют о родстве с храмами Новгорода начала XII в. — четырехстолпный. храм с нартексом, равным по ширине малым нефам. Однако стена между нартексом и основным помещением исчезла, будучи заменена столбами (до уровня хор — круглыми). Западная пара центральны:: столбов имеет восьмигранную форму, восточная — Т-образную, что роднит храм с собором Антониева монастыря.

Памятники последних лет XVII века

Обнаружение «новой грамоты» в архиве вечевой канцелярии привело к очередным насилиям и казни по приговору веча посадника Гавриила и одного из «смердов» — представителей сельских общин. За сентябрь 1484 — ноябрь 1485 г. псковичи отправили в Москву шесть посольств, которые пытались уладить сложный конфликт. Летом 1486 г. , уже после нового «разруба» повинностей, на севере Псковской земли, в Наровской губе, сельские жители вновь высказывали недовольство попытками городской администрации пересмотреть распределение повинностей, опираясь на «смердью грамоту». А. Л. Хорошкевич рассматривает события 1484—1486 гг. как следствие отказа великокняжеского наместника предоставить помощь смердов для строительства крепостной стены. Проанализировав летописные известия за XIV—XV вв. , А. Л. Хорошкевич признала, что не располагает прямыми доказательствами участия смердов в городском строительстве. Поэтому исследовательница привлекла источники, относящиеся к Новгороду и Великому княжеству Литовскому, где крестьяне участвовали в сооружении городских укреплений31. Однако первостепенное значение имеют именно псковские материалы о крепостном и ином общественном строительстве, к ретроспективному изложению которых мы и перейдем.

Южная стена Детинца

Стена открылась здесь на всю ее высоту. Обнажились сохранившиеся под землей нижние части церкви Благовещения и Митрополичьих палат. Могучий массив нижнего этажа палат возвышался над очень тесным пространством прохода между палатами и крепостной оградой. Троицкий собор (1682—1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века духовное начальство, обеспокоенное трещинами, вызванными неодинаковой осадкой высокого главного объема собора и низких галерей, распорядилось заложить галереи нижнего этажа сплошной каменной закладкой и пристроить к ним снаружи контрофорсы. В результате этого ненужного варварского «укрепления» собора нижний этаж его лишился боковых галерей и вместе с тем естественного света, который до этого проникал в среднюю часть нижнего этажа из галерей через специально сделанные для этого проемы.

Читать далее...