Когда им в числе других бояр подписана одна местническая грамота

Средний город

По мнению Л. В. Черепнина, «одно из значений термина правда — судебник, сборник правовых норм, на основе которых производится суд»36. Итак, наиболее вероятное название псковского кодекса, употреблявшегося современниками, — Псковская Правда. Она оставалась действующим сводом законовдо 1510 г. , когда Псков был присоединен к Москве. Псковская судная грамота возникла на основе предшествующего законодательства. В Пскове хорошо знали свод законов Древней Руси — Русскую Правду. Но Русская Правда — это кодекс, созданный князьями для нужд собственного суда. В Пскове уже в XIII в. сложилась ситуация, когда князь был по отношению к городу внешней силой: князей призывали из Литвы, из Северо-Восточных земель Руси.

Читать далее...

Псковские живописцы

В 1570 г. сборщики Полонищен-ского конца Т. С. Шаня и И. Яковлев получили у казначея Сергиева монастыря поженный оброк. В 1585 г. сборщики Петровского конца Т. Васильев и Ф. Федотьев получали оброчные деньги у казначея Сергиева монастыря «в писет-цкой корм и, и в подводы, и в сторожей, и в казаков в наем»28. Появление в документах 1563 г. «приимщика», представлявшего, скорее всего, Полонисский конец, и «борца» (денежного сборщика) Бродской сотни свидетельствует о еще одном аспекте земской реформы, осуществленном, скорее всего, в январе 1556 г. Именно 10 января этого года в царской грамоте новгородским дьякам Ф. Еремееву и К. Дубровскому предписывалось «…во все пятины, и на Луки, и во Ржеву, и в Пуповичи розослати грамоты, чтобы князи и дети боярские, и все служилые люди, и игумены, и попы, и дьяконы, и старосты, и сотские, и пятидесятцкие, и все крестьяне выбрали из пятин по сыну по боярскому по доброму, да из пятин же выбрали человеки по три и по четыре, да ис погоста по человеку, а из малых погостов из дву или из трех по человеку, да велено тем старостам и выборным сбирати наши ямские и приметные деньги, и за посошные люди, и за ямчужное дело, и всякие подати по писцовым книгам и привозити к вам в Новгород». Н. Е. Носов в свое время увидел в этом документе «прямой отзвук проведения в Новгородской земле финансовой и земской реформ 1555— 1556 гг. »29. С большой долей вероятности можно предположить, что аналогичное предписание касалось и новгородского посада, а также было отправлено и псковским дьякам, и властям Устюжны Железнопольской, и тогда получается, что указная грамота от января 1556 г. свидетельствует не об «отзвуке», а о реформе, охватившей по меньшей мере Северо-Запад России. На середине пути от Снятной горы до Пскова, на самом берегу Великой, находятся остатки Петропавловского Сереткина монастыря — бесстолпный храм и развалины погребов монастырских палат. Своды Петропавловской Сереткинской церкви — единственный дошедший до нас пример бесстолпного перекрытия с последовательно перекрещивающимися арками. Четверик храма, возможно, относится к XV веку.

Покровская башня

Выданная Пскову зимой 1540/1541 г. губная грамота не сохранилась, но ее содержание можно гипотетически восстановить по текстам Слободской и Соли-галичской губных грамот, а также по летописному рассказу о реформе30. Получив губную грамоту у великого князя, жители Пскова, еще совсем недавно пользовавшиеся обширными правами самоуправления, избрали целовальников и сотских, в чьи обязанности входил суд над «лихими людьми» (разбойниками) на княжьем дворе с правом вынесения смертных приговоров. Согласно летописи, наместники и их тиуны были отстранены от суда над разбойниками, чему несказанно радовались «христиане», страдавшие как от лихих людей, так и от лихоимства наместников, их недельщиков и ездоков. Реконструировать систему уголовного сыска в Пскове возможно по аналогичным грамотам, выдававшимся другим городам, в частности, Слободскому. По всей видимости, в Пскове, также как и в Слободском городке, из числа «крестьян» (христиан) выбирали трех-четырех целовальников и сотских, «которые грамоте умеют и которые будут пригожи»31. Выборным людям надлежало вести розыск разбойников и «татей», равно как и их сообщников. Лихих людей допускалось убивать во время погони.

Князья Стародубские

В 1495 г. в свите сопровождал Ивана III в его поездке в Новгород. Позднее он несколько лет выполнял обязанности наместника трети Московской (март 1507 г. , декабрь 1511 г. , март 1512 г. , 1515/ 16г. ). Во второй Смоленский поход 1513 г. И. В. Ромодановский взят не был: его оставили в Москве. Сохранилась духовная грамота 1521/22 г. Ивана Васильевича, ушедшего на покой в Богоявленский монастырь. Третий из братьев Ромодановских, Семен Васильевич, в декабре 1499 г. вернулся из посольства в Крым. В декабре 1502 г. он был вторым воеводой сторожевого полка во время похода из Новгорода «в Литовскую землю».

Традиции псковского ремесла

Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья».

Читать далее...

Храм Василия на Горке

Закон обязывает вернуть бракованное животное продавцу, а покупателю — деньги. Мелкие споры в Пскове стремились решать полюбовно, миром, но ситуация менялась, когда возникал спор по крупным гражданским делам. Тогда в дело вступала высшая судебная Инстанция — Господа. Псковская судная грамота содержит и нормы уголовного права. Трудно даже приблизительно оценить масштабы уголовной преступности в Пскове. Нормы уголовного права были предельно жесткими, особенно сурово наказывалось воровство. К вору, совершившему преступление в первый раз и даже повторившему его, закон относился лояльно: вора предписывалось «казнити по его вине», то есть наказать согласно совершенному преступлению, заставив возместить ущерб потерпевшему.

Кобылины

В 70-х годах XV в. «Иван Иванович» также присутствовал среди бояр, но на решении одного местнического спора. У Захария Ивановича Кошкина было три сына — Яков, Юрий и Василий Ляцкий. Яков и Юрий стали видными политическими деятелями, в первую очередь крупными администраторами. Боярство Якову Захарьичу «сказано» было уже ко времени новгородской поездки Ивана 111 1479 г. Ему как коломенскому наместнику в 1480 г. была доложена меновная грамота. С августа 1485 г. он находился на новгородском наместничестве, будучи последовательным проводником великокняжеской политики.

Читать далее...

Холм бывшего Городца

На наш взгляд, в изучении сельского населения Псковской земли следует применить метод комплексного анализа источников, когда обращению к летописям должно предшествовать исследование актового и законодательного материала, а также нарративных источников, известия которых не допускают двоякой трактовки. Впервые псковские смерды фигурируют в древнейшем акте с упоминанием судебного процесса о земле — грамоте XIII в. великого князя Александра и посадника Твердила рожитчанам. Жители Рожитцксго острова в Кулейской губе отстояли свои права на «мох» — по-видимому, заливные луга, находившиеся в споре с монахами Спасского монастыря. Главным аргументом в судебном процессе стала «смердья грамота» или несколько грамот, упоминаемых в акте и доказывавших права Лочко, Ивана и других «рожитчан» на спорные земли: «…аже в грамотах мох Л очков и Иванов и всех рожитчан». По вопросу об упоминаемых в акте «смердьих грамотах» в литературе существуют две точки зрения. Л. М. Марасинова считает эти акты документами, фиксировавшими какие-то предшествующие сделки с этой землей, а Ю. Г. Алексеев полагает, что они содержали перечень земель, принадлежавших общине, или описание ее межей. Думается, что документ дает основания как для первого, так и для второго суждения, и решить проблему можно лишь сравнением его с другими источниками. Важнее подчеркнуть другое: «все рожитчане», «выложившие» на процессе смердью грамоту, в акте княжеско-посадничьего суда не названы смердами18.

Читать далее...

Осмотр храмов

Низший суд в Псковской земле проходил на местах — в городских сотнях и пригородах — без участия самого князя. Суд на местах судили мелкие городские и княжеские чиновники: в пригородах наместники, в губах — волостели или «губские» старосты. Закон предусматривал борьбу с вымогательством («посулами») судей: подобные действия приравнивались к грабежу46. Грамота провозглашала формальное равенство и представителей аппарата, и регалий княжеской и вечевой власти. Это проявляется в ст. 49, из которой видно, что княжеский судебно-полицейский агент легко мог быть заменен «пско-витином», и в ст. 50, где устанавливается равная правовая сила княжеской и Троицкой, то есть вечевой, печати.

Читать далее...

Ярославские князья

Впрочем, это сведение и запись 1498 г. (не подкрепленные родословными книгами) могут быть и недостоверными. Духовная грамота кн. Данилы была засвидетельствована митрополитом Симоном в 1501 —1502 гг. и хранилась в великокняжеском архиве. Там же находилась и «отпускная» его княгини Марьи на его «людей». У князя Данилы было трое сыновей — Александр, Василий (Вассиан) и Иван Хомяк. Александру (убитому под Казанью в 1506 г. ) принадлежала так называемая Буслаевская псалтырь (рукопись 80-х годов XV в. ).

Читать далее...

Укрепления Пскова

Обратимся к источникам псковского происхождения. Ни законодательные памятники (Псковская судная грамота), ни частные земельные акты не знают термина «боярин». Этим источникам знаком термин «посадник», носивший официальный характер и обозначавший государственное должностное лицо. Термин «боярин» употреблялся в таких письменных источниках, как летописи и государственные акты. Содержащие этот термин документы можно разделить на три вида: международные договоры, судебно-процессуальные (правая грамота) и регистрационно-испол-нительные акты (ободная или разъезжая грамота).