Средний город

Несколько лет назад археологи начали расчищать основания храмов Довмонтова города, сломанных в XVIII—XIX веках. Стоит потратить время на осмотр этих остатков, так же как и тех частей храмов, которые выступают теперь из-под насыпи 1701 года. Нигде не было места, подобного псковскому Довмонтову городу, и никакие аналогии не помогут представить себе его вид в XV—XVII веках. Только бродя между раскопанными основаниями его храмов, представляя их в первоначальном виде, в тесном окружении кладбищенских часовен, оград, ворот, мысленно группируя вокруг них другие храмы с их буями, деревянные избы и ограды, каменные гридницы с их крыльцами и дворами, можно приближенно вообразить себе эту удивительную картину.

Средний город

Большая часть стены, отделявшей Средний город от Окольного города, сломана уже в конце XVIII века, крепостной ров давно засыпан, и теперь Средний город сливается с Окольным. Но тому, кто хочет иметь представление о старинном Пскове, необходимо отличать эту часть города от остальных. Ознакомление с ней мы начнем с нынешней Советской площади. До XVI века здесь была площадь Старого торга. После перенесения торга в Окольный город по краям площади возводились казенные здания, а в конце XVII века посередине ее, против Власьевских ворот, был построен пушечный шатер. К Старому торгу сходились все главные улицы Пскова — Великая, переходившая за городом в Смоленскую дорогу (ныне Советская улица), Трупеховская (ныне Октябрьский проспект), Петровская, представлявшая собой продолжение Новгородской дороги (ныне улица Карла Маркса), Званица— продолжение дороги из Гдова и Нарвы (ныне улица Леона Поземского). Через плавучий мост и Изборскую улицу (теперь часть ее сохраняется под названием Конной улицы) площадь была связана с сухопутной дорогой на Изборск и Ригу, а пристани на Пскове и Великой соединяли ее с водными путями.

Если западная сторона Пскова, выходящая на Великую, могла быть названа «главным фасадом» города, то былую площадь Старого торга следует уподобить его «входным сеням». Жизнь этой площади и до 1510 года, и после него была непохожей на жизнь всех других частей города. Сохранилось достаточно материала, особенно относящегося к XVII веку, чтобы судить обо всем своеобразии облика этого места. Но мы на нем не будем останавливаться, потому что от прежнего здесь ничего уже не осталось. Из многих зданий, украшавших в старину площадь, существуют лишь Приказные палаты, от остальных же в лучшем случае сохраняются основания, скрытые ниже современного уровня мостовых под толщами мусора.

Пройдем к церкви Михаила архангела в Городце. Церковный двор отделен от улицы одноэтажным каменным зданием с проездом, над которым возвышается шатровая колокольня. Здание и колокольня — конца XVII века. Верхушка шатра колокольни с главкой в середине XIX века была сломана. Восстановлена она в 1947 году. Корпуса по сторонам колокольни были построены первоначально вместе с нею и представляли собой, по-видимому, лавки. В XIX веке корпуса были переделаны и надстроены еще одним этажом. В 1948—1949 годах их сломали и выстроили заново в характере псковской архитектуры XVII века. Но в левом корпусе ни размеры, ни рисунок проемов не соответствуют первоначальным. Старые окна были вдвое больше, проемы открытых лавок были ниже, арки их имели иное очертание, более близкое к полуциркульному. Правый же корпус здания перед сломкой остался не исследованным, и его первоначальный вид — совершенно не выясненным.

*     *     *

Псковская судная грамота как памятник права

1397 год выдался для Пскова богатым на события. Горожане построили три крепостные башни «на приступной стене», замостили торговую площадь, а 18 июня заключили «вечный мир» с Новгородом. Внимание псковского летописца было приковано к международным делам: отношениям с Литвой, Орденом, Новгородом, и потому летопись не зафиксировала одно из важнейших событий внутренней жизни города, а именно принятие «всем Псковом на вечи» нового свода законов.

Как назывался этот кодекс? В заголовке памятник именуется «ся грамота», и по аналогии с другими сводами законов XIV—XV вв. первые публикаторы назвали его Псковской судной грамотой. Но, по всей видимости, современники именовали его иначе. В самой грамоте судьям предписывалось судить, «взирая в Правду», а в договоре литрвского князя Казимира с Псковом 1440 г. литовских купцов предписывалось судить «по Псковской Правде». По мнению Л.В. Черепнина, «одно из значений термина правда — судебник, сборник правовых норм, на основе которых производится суд»36. Итак, наиболее вероятное название псковского кодекса, употреблявшегося современниками, — Псковская Правда. Она оставалась действующим сводом законовдо 1510 г., когда Псков был присоединен к Москве.

Псковская судная грамота возникла на основе предшествующего законодательства. В Пскове хорошо знали свод законов Древней Руси — Русскую Правду. Но Русская Правда — это кодекс, созданный князьями для нужд собственного суда. В Пскове уже в XIII в. сложилась ситуация, когда князь был по отношению к городу внешней силой: князей призывали из Литвы, из Северо-Восточных земель Руси. Ведущую роль в Пскове стала играть городская община, и ее интересы учитывали самые могущественные русские князья.

Александр Невский, освободивший Псков от ливонских рыцарей в 1242 г., дал городу первую судную грамоту. Видимо, она была краткой и лишь в самых общих чертах определяла пределы княжеского суда. Обыденная жизнь псковичей до поры до времени регулировалась обычным правом — «пошлинами», то есть обычаями, шедшими из старины. В 1397 г. на основе Правды великого князя Александра и «псковских пошлин» был создан грандиозный свод законов, подобный которому тогда имел, возможно, лишь Великий Новгород. В дальнейшем Псковская судная грамота неоднократно дополнялась новыми постановлениями: последняя редакция относится к 60-м годам XV в.

Псковская судная грамота была направлена на защиту интересов рядового «псковитина», который стоял в центре внимания законодателей. Правда изображает горожанина в самых разных ситуациях: на рынке, в семье, на пиру, вводит нас в круг его интересов и мировосприятия. Образно говоря, Судная грамота — это путеводитель по средневековому Пскову. Конечно, он неполон, отражает главным образом юридические казусы, но все же попытаемся через призму Псковской Правды посмотреть, как жили псковичи. В эпоху средневековья человек был немыслим вне корпорации: без покровительства государя, общины или посадничьего клана он существовать не мог. Человек, порвавший с общиной или отчим домом, неизбежно входил в социальные отношения, регулировавшиеся правом.

   Назад ←  ●  → Далее

 

Сайт создан в системе uCoz