В недавно обнаруженной в Таллинне грамоте князя Ярослава и псковских посадников

Ансамбль подворья

Правящая элита Пскова решительно воспротивилась такому ходу событий, и в Москву отправилась представительная делегация. Целью посольства было добиться «старины» в отношениях между Псковом и Москвой: «которой бы был великий князь на Москве, той бы и нам был государь». Иван III, «опалившись» на псковичей, арестовал двух посадников из состава делегации и отправил в Псков второго посла, который на вече заявил: «чи не волен яз князь великий оу своих детех и оу своем княжении; комоу хочю, томоу дам княжение». Конфликт между Псковом и Москвой зашел настолько далеко, что 30 мая 1499 г. посадники отказали в богослужении приехавшему в Псков стороннику Василия новгородскому архиепископу Геннадию, заявив ему: «Ты де и хощеш молити Бога за князя великого Василья, ино наши посадники о том поехали к великому князю Иваноу Васильевичю, и не имя тому веры, что быти князю Василью великим князем новгородцким и псковским; как придут наши посадники и з бояре и ты слоужи». На сторону новгородского владыки встали псковские священники и князь Александр, и архиепископ провел службу («зборовал»). Осложнение отношений между Псковом и Москвой вызывало обостренный интерес на Западе.

Церковь Одигитрии

Таким был храм Иоанна Предтечи на Печерском подворье, развалины которого зарисовал А. А. Мартынов в середине прошлого века. Подобные постройки продолжали возводиться на Псковщине до конца XVIII века. Детальное исследование деятельности посадников осуществили Б. Б. Кафенгауз и И. О. Колосова. В общем, эти историки согласны в характеристике института посадников как олигархического и наследственного. «Посадники являлись членами высшего республиканского исполнительного органа — боярского совета»44.

Кончанский храм Петра и Павла с Буя

В летописном рассказе о переговорах Долматова с Псковом не упоминается проблема посадничества: по всей видимости, власть посадников трактовалась в ходе переговоров как атрибут веча. Большая часть посадников в январе 1510 г. находилась под арестом в Новгороде, и они уже не принимались в расчет как политическая сила. Об этом свидетельствует письмо переводчика из Дерпта Ханса фон Радена, прибывшего в Псков 19 января: «И великий князь держит большинство псковских посадников в тяжелом заточении в Новгороде»10. Решающее событие произошло на вече 13 января, когда посадники объявили дьяку Долматову решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи».

Читать далее...

Двор Русиновых

26 октября 1509 г. Василий III прибыл в Новгород в сопровождении брата — удельного князя Андрея, касимовского царевича Петра и многочисленного двора. «Новгородский поход» Василия III был продуманной акцией, цель которой состояла в ликвидации независимости Пскова. Автор «Повести о псковском взятии» считал, что у великого князя изначально была «мысль, чего ради поехал с Москвы в Великий Новгород, что емоу превратити Псков на свои пошлины». К Василию III с жалобой на наместника отправилось представительное посольство из псковичей, включавшее в свой состав двух посадников и «бояр изо всех концов». Великий князь произнес перед послами пространную речь, содержание которой передал псковский летописец: «Яз вас свою отчиноу хощу жаловати и боронити: яко же отец наш и деды наши великий князи; и что ми повествуете о наместники моем, а о своем князи Иване Михаиловичи Репни, аже толки станут на него мнози жалобы, и яз его обвиню пред вами». По всей видимости, великий князь попытался уверить псковичей в том, что верховная власть будет стоять на защите горожан, как это было в 1479 г. в случае суда между великолучанами и наместником Лыко-Оболенским. Первоначально события действительно разворачивались по такому сценарию.

Читать далее...

Ступенчатые своды

В ремарке летописца, где говорится о разрыве отношений с Новгородом, Василий II впервые назван «осподарем» псковичей. Этот титул повторен и в летописном обращении псковских посадников Юрия и Максима к Василию II в январе — феврале 1460 г. : «Чтобы ты, господарь, поборонил свою отчиноу пскович от поганых немец…» Таким образом, в середине XV в. складывается понимание Псковского государства как «вотчины» московского «господаря». Великий князь московский вообще не появлялся в Пскове, не присягал на верность псковичам.

Читать далее...

Традиции псковского ремесла

Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья».

Троицкий собор

Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах». В летописных известиях о событиях 1483—1486 гг. вполне определенно противопоставляются две социальных группировки — с одной стороны, посадники, бояре, житьи люди, с другой — черные «молодшие» люди. Как справедливо заметил Ю. Г. Алексеев, «черные люди сохраняют право участия в вечевом собрании, более того — составляют, по-видимому, основной костяк этого собрания»49. Однако реальная власть и влияние сосредоточиваются в руках правящей элиты, прежде всего посадников и городских чиновников — бояр. Несомненно, это результат длительной эволюции веча, проходившей под влиянием социального расслоения городской общины. Псковичи на земле и перед судом: структура и положение населения в XIV-XV вв.