Еще одним свидетельством некоторой связи с новгородской традицией могут быть полукруглые ниши над порталами, образовавшиеся из тимпанов порталов в храмах XII

Псковская архитектура XII в.

Видимо, это определило размещение одного окна и на таком же месте в центральных пряслах боковых фасадов Иоанновского собора, но в последнем нижние окна боковых прясел образуют вместе со средним пирамидальную композицию, ритмом своим перекликающуюся с более ранними (Ан-тоново) и более поздними (Ладога) памятниками. Образование пирамидальной композиции окон при их строчном расположении стало возможно из-за необычной формы верхних окон всех малых прясел и апсид. Они сделаны круглыми и весьма малыми, что и позволяет верхнему окну центрального прясла объединяться композиционно с нижними в боковых. Возможно, что круглые окна были употреблены из-за невозможности (низкий собор) разместить обычные, арочные. Очень трудно определенно указать источник этой формы. Они встречаются часто в романских памятниках, в грузинской архитектуре (Никорцминда).

Ведущие на праздник: тамада на свадьбу москва . Работа тамадой.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

По сравнению с Мелетовым общее восприятие пространства изменилось во многом. Углы потеряли непредсказуемость формирования, весь интерьер стал объединеннее и прозрачнее частично из-за раскрытия широкими арками севернее угловых компартимен-тов, но главным образом из-за цельности и однородности развития каменной оболочки. Эта перемена произошла в пределах почти не изменившейся типологической системы, она носит стилистический характер.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В Москве все намного четче и структурнее. Поребрик в обоих поясах регулярен и одинаков по ритму. Верхний пояс чуть выше, возникает вертикальная дифференциация зон. Это чувство вертикализма, соответствующее стройным пропорциям храма, проявляется и в очертании арок завершающего пояса, которые становятся не просто полукруглыми, а получают вертикальные боковые стороны. Пропорции даже приводят к исчезновению единства мотива, пояс разделяется на однослойную аркатуру и вписанные в арочки отдельные нишки. Правда, общее единство системы увеличивается сближением масштаба элементов и их согласованием, арочки имеют размер примерно трех шагов поребрика, что станет типовым в псковском зодчестве. В целом формы отличаются значительно большей регулярностью и четкостью.

Псковская архитектура XII в.

Работу одних и тех же мастеров подтверждают общие конструктивные приемы. Столбы обоих храмов толще стен и арок (кроме нижних круглых частей западных столбов), Положенные в уровни пола хор каменные плиты образуют в западных столбах переход к верхним квадратным частям, в западных подкупольных столбах плиты положены и в основание подпружных арок. Большие и малые арки начинаются на одном уровне. Центральные подпружные арки имеют полуциркульные очертания, им следуют своды рукавов креста.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В этой композиции арочных линий не заметно никаких переделок — а она вряд ли могла возникнуть ранее самого конца XV в. , т. е. здание 1463 г. переделано в большей степени, нежели пока предполагается. Структура интерьера церкви невозможна для 1463 г. и маловероятна даже для конца XV в. Странными являются вытянутость водкупольного пространства поперек, причем весьма значительная — 3,6 × 4,3 м, резкая несимметричность боковых нефов — 3,3 м ширина южного и 4,3 м северного; если решение западных угловых компартиментов — двухъярусных, с палатками на круглых низких столбах — еще может быть отнесено к XV в. , то указанным соотношениям вообще невозможно подобрать аналогию, они могли появиться лишь как результат капитальных перестроек. Свободно стоящие восточные столбы, совершенно раскрытые восточные угловые компартименты, внутреннее решение апсид, странный уступ северной стены жертвенника не имеют ничего общего с памятниками XV в. и могут быть сопоставлены лишь с приемами псковской архитектуры второй четверти XVI в. Не был ли храм переделан в середине XVI в. ? Некоторый повод для такого предположения дает и существование колокола, специально отлитого для этого храма в 1547 г.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Быть может, из-за больших размеров модуля храм оказывался чересчур высоким и Мастера воспользовались возможностью, не выходя за пределы устойчивых соотношений, прокорректировать их, немного понизить основной объем. Сокращение, во всяком случае, произошло в верхней зоне, ибо основной уровень — шелыг угловых арок и конхи апсиды равен, как всегда, двум третям ширины храма. Интерьер церкви получил впервые в псковской архитектуре симметричную относительно продольной оси композицию. Над круглыми западными столбами устроены замкнутые палатки весьма крупных размеров, порядка 3 × 4 м и высотой 4,5 м, соединявшиеся через узкие арочные проемы переходом вдоль западной стены. Восточные углы имеют прозрачную структуру, они раскрыты достаточно широкими арками в двух ярусах, при такой раскрытости практическое, функциональное назначение верхнего яруса начинает уменьшаться. Очень высокие своды западных палаток определили значительна подъем угловых компартиментов, что вместе с относительной пониженностью сводов рукавов креста стало причиной многих новшеств в фасадных композициях.

Главные улицы Запсковья

В 1462—1463 годах козьмодемьян-ские соседи поставили здесь обширный каменный кончанский храм во имя «бессребреников» Козьмы и Демьяна. Из первой части этой книжки (стр. 47) мы уже знаем, что это была постройка того же типа, что и сохранившийся доныне храм в селе Мелетове — с шестнадцатискатным покрытием и восьмиугольным постаментом под барабаном, с прямоугольными боковыми абсидами, с окнами, перекрытыми полукруглыми арками с соответствующими им полукруглыми бровками. Она, правда, отличается значительно более крупными размерами и наличием палаток внутри. Кроме того, у нее, помимо притвора, который имела и Мелетовская церковь, был еще придел, а вернее — два придела. Об одном приделе мы знаем из сообщения летописи о взрыве в нем пороха в 1507 году.

Каменная гражданская архитектура

Судя по тому, что первый этаж отделен от второго поясом с широким поребриком, заключенным между двумя валиками, верх каменной части здания завершался орнаментальным поясом, который до нас не дошел. Оконные проемы с полукруглыми перемычками были раскрепованы. Такая декорация, и может быть даже еще более богатая, наверняка применялась и в самом Пскове. Отдельные каменные «братские палаты», в противоположность зданиям трапезных, отличались вытянутым планом.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Неожиданно появление в центре на боковых фасадах пар арочных окон в арочных нишах. Мы не знаем больше ни одного псковского памятника с подобным расположением окон. Сам по себе этот мотив — новгородского происхождения, берущий начало от Софийского собора и широко распространенный в XII—XV вв. Подобную композицию — два окна в арочных нишах, полукруглые бровки с поребриком над ними и одно окно в верхней части прясла — мы можем найти на фасадах церкви Власия в Новгороде 1407 г. , отдельные мотивы — на церкви Дмитрия Со-лунского, почти одновременной мелетовской (1463 г. ). Кажется, что появление таких мотивов в Мелетове связано с близким соседством с новгородскими землями.