Церковь в Устье немного больше Ильинской, она как бы обычна по размерам, ширина основного пространства

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Она входит в цепочку прибрежных храмов к югу и к северу от Пскова. Это самый маленький, уникальный по размерам псковский храм, чем объясняются многие его особенности. Как ни малы церкви Довмонтова города, ширина и длина Ильинской церкви еще на метр меньше. Построение плана следует каноническим соотношениям, но с корректировкой в сторону максимальной миниатюризации.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Оно оказывается окруженным пространствами угловых камер, зрительно стены рукавов креста из массивных, замыкающих превращаются в более тонкие, разгораживающие. В сравнении с новгородскими постройками здесь и реальная толщина стен меньше (около 1 м против 1,2—1,3 м). Ширина боковых нефов, или, что для этого памятника адекватнее, глубина рукавов креста, увеличивается. Соотношения здесь необычны, акценты кажутся намеренными и осмысленными. Мы уже отмечали, что в Успенской церкви малые нефы были против канонических соотношений расширены, достигаемое подобным образом увеличение внутреннего пространства ведет одновременно к уменьшению доминирующей роли центрального подкупольного компартимента. В Спасо-Преображенском соборе глубина боковых рукавов креста равна ширине центральных подпружных арок.

Читать далее...

Памятники юго-западной части Полонища

С северной, западной и южной сторон храма существуют до сих пор небольшие деревянные строения XIX века. Они, видимо, расположены по контурам былой площади и в какой-то степени свидетельствуют о ее очертаниях и масштабе. Прямо против западной, высокой части, на другой стороне Большой (теперь Некрасовской) улицы (ширина которой в старину в этом месте была всего около шести метров) стояла приходская церковь Похвалы богородицы на Романихе с большой четырехпролетной отдельно стоящей звонницей (церковь эту впервые построили из камня в 1466 году, но заново перестроили в XVI веке). Обратимся к памятникам юго-западной части Полонища. Старовознесенский монастырь с Полонища уже в первой половине XV века звался «старым» и основан, может быть, еще тогда, когда эта часть города оставалась незастроенной.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

На самом же деле мы впервые встречаемся здесь с обычным и для Новгорода, и для Пскова XIV в. размером. Ширина подкупольного компартимента — 3,4—3,5 м, он вытянут в поперечном направлении; его длина 3,1—3,2 м. Разбивка плана очень груба, апсида имеет сплющенную и скошенную форму, северный рукав креста глубже южного на 0,4 м (что вполне ощутимо при общих размерах порядка 3 м), даже северная и южная подпружные арки имеют разную глубину.

Архитектура первой половины XIV в.

Основное помещение храма представляет собою, как обычно, квадрат, длина его сторон внутри из-за нерегулярности, перекошенности плана колеблется от 9 до 9,3 м. Треть этого размера примерно равна длине подкупольной ячейки, или, что то же самое, каметру главы. Боковые рукава креста должны были бы быть равными подкупольной ячейке, однако ширина последней несколько увеличена, столбы отодвинуты к боковым стенам на 15—20 см, четкость соотношений нарушена, Западный и восточный рукава практически одинаковы, столбы, как и положено, смещены к востоку. В стенах жертвенника и диаконника устроены ниши — по две, в церкви Михаила Архангела ниши были только в восточных стенах. Для вертикального построения храма решающее значение имеет высота хор, примерно равная 4 м. Удвоенная, она определяет пяты основных сводов и подпружных арок.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

В этой композиции арочных линий не заметно никаких переделок — а она вряд ли могла возникнуть ранее самого конца XV в. , т. е. здание 1463 г. переделано в большей степени, нежели пока предполагается. Структура интерьера церкви невозможна для 1463 г. и маловероятна даже для конца XV в. Странными являются вытянутость водкупольного пространства поперек, причем весьма значительная — 3,6 × 4,3 м, резкая несимметричность боковых нефов — 3,3 м ширина южного и 4,3 м северного; если решение западных угловых компартиментов — двухъярусных, с палатками на круглых низких столбах — еще может быть отнесено к XV в. , то указанным соотношениям вообще невозможно подобрать аналогию, они могли появиться лишь как результат капитальных перестроек. Свободно стоящие восточные столбы, совершенно раскрытые восточные угловые компартименты, внутреннее решение апсид, странный уступ северной стены жертвенника не имеют ничего общего с памятниками XV в. и могут быть сопоставлены лишь с приемами псковской архитектуры второй четверти XVI в. Не был ли храм переделан в середине XVI в. ? Некоторый повод для такого предположения дает и существование колокола, специально отлитого для этого храма в 1547 г.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Алтарная часть здания выделена не только светом. Южный и северный рукава креста имеют одинаковую глубину (4,5 м), западный сделан менее (4 м), а восточный более глубоким. Восточный рукав и самый широкий, ибо апсида имеет традиционно новгородское подковообразное очертание, и ее ширина достигает ширины барабана (опять-таки соотношение новгородских храмов). Восточный Рукав акцентирован и несколько другой структурной соразмерностью, создаваемой карнизом в пятах свода вимы и конхи. Большая структурность и масштабность восточной части здания были поняты и подчеркнуты фрескистами в росписи. Лишь с восточной стороны роспись как бы выделяет вертикали столбов, в восточном рукаве иные уровни регистров, на восточных стенах Северного и южного рукавов расположены «Рождество Христово» и «Успение», выделенные размерами как центральные, а «Рождество» — к предполагавшимся освещением через расположенное напротив окно.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Если определение В. Д. Белецким последнего храма как церкви Николы на Гребле кажется убедительным, то этого никак нельзя сказать про его датировку серединой XIV в. Источниковедческая критика И. К. Лабутинай и историко-архитектурные наблюдения В. В. Седова весьма убедительны, можно согласиться с предложенной последним датой около 1417 г. , тем более что и обнаруженные фресковые росписи вполне можно отнести к началу XV в. и никоим образом нельзя датировать серединой XIV в. Все церкви Довмонтова города относятся к числу самых маленьких во Пскове, сами размеры говорят о том, что это не обычные приходские церкви, что они предназначены для небольшого круга так или иначе связанных между собой лиц. Высказывалось предположение, что поставленная мастером Кириллом «во имя свое» в 1374 г. церковь Кирилла могла быть корпоративным храмом псковских зодчих. Ее ширина внутри чуть больше 7 м. Не превышает 7,5 м и ширина церквей № 1,2, 4.

Архитектура первой половины XIV в.

Поскольку лопатки на фасадах отвечают, хотя и не всегда точно, положению столбов, то боковые фасады становятся асимметричными. Можно, таким образом, предложить следующую гипотетическую последовательность разбивки плана обычного псковского храма. Сначала определяются общие габариты плана всегда квадратного основного объема. Затем ширина здания (либо в сумме с толщиной боковых стен, либо без нее) делится на три, и находится ширина Центрального нефа. Затем геометрический центр помещения смещается к востоку на половину толщины восточной стены и таким образом определяется центр подкупольного квадрата. Все остальные соотношения зависят от размеров стен, столбов, формы столбов и межапсидных простенков, которые, как нам кажется, никогда не являются результатом пропорциональных изысканий, а определяются из соображений практических, конструктивных и функциональных.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Верхней ступеньке сводов примерно соответствует линия кровли, а нижней — линии декоративных арочек. Ширина верхней полосы прячет ступеньку сводов, не повышает центр здания, а делает более грузным весь объем. Размещение декоративных поясков на барабане (с высокой ровной полосой над арочками) свидетельствует о дате не позже начала XVI в. В рамках нашего исследования церковь Николы в Устье является последним памятником.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Если бы восточные лопатки были размещены на своем обычном месте (восточные углы восточных лопаток — на уровне линии заплечиков апсиды), то восточные прясла превратились бы в узкие щели. Уже одно это могло вызвать удлинение малых апсид, хотя обычно зодчие выходили из такого положения смещением лопаток, отвечающих восточным столбам, к западу. Вертикальная композиция здания достаточно традиционна, три раскрытых арками в двух ярусах угла и палатка с глухой восточной стеной в юго-западном углу — это как бы стандарт рассматриваемой эпохи, хотя он применяется и позже. Высотные уровни отсчета обычны — ширина храма определяет высоту рукавов креста; арки и конха завершаются на высоте двух модулей. Увеличение подкупольного пространства придает большую выразительность аркам и сводам и делает пространство не только однородным (как в церкви Георгия), но уже и цельным. Как ни малы условные перспективы сужения западного и восточного рукавов, раскрывающиеся к центру, все же зрительный эффект их вполне ощутим.

Читать далее...