Внушают посажанам — жителям Полонища и Запсковья — мысль о необходимости сооружения крепостной стены, что те и делают за счет собственных средств

Псковские каменщики

На территории посада возникли первые каменные храмы и городские монастыри. В 1383 году было основано три монастыря с каменными церквами: Духовский на Усохе, Козьмодемьянский на Запсковье и Никольский на Песках, на окраине посада. В 1398 году в поле, на краю посада вырос Михайловский монастырь. Еще до появления монастырей, в Старом Застенье, рядом с торгом, у самого въезда в город с Запсковья было основано подворье Снетогорского монастыря, на котором в 1365 году построили храм Иоанна богослова. Все эти храмы были каменными. Продолжалось и строительство кончанских и уличанских храмов.

Наливные полы технологии полимерные полимерный наливной пол.

Церковь Покрова от Торга

Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 году, однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От Здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор, В основе примыкающей к четверику с севера низкой части здания сохраняются остатки северной галереи и северного придела XVI века. Южный придел, сломанный в 1830 году, тоже сохранял до этого части стен придела и галереи XVI века. Первоначальная композиция этого очень небольшого монастырского храмика не отличалась от композиции богатых кончанских храмов, например Богоявления с Запсковья. Одной из наиболее доходных привилегий администрации было право изготавливать и продавать хмельные напитки («держать корчму»). На праздники, свадьбы и по иным поводам «черные люди» получали особое разрешение на изготовление напитков и выкупали право на корчму. «Корчмой медвеной и пивной» московская администрация распоряжалась во всех псковских пригородах.

Кончанский храм Богоявления с Запсковья

Как и в старину, сторона улицы, обращенная к реке, застроена небольшими деревянными домиками, а более крупные строения, среди них и каменные, располагаются на противоположной стороне. Кончанский храм Богоявления с Запсковья был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки — 1496 год.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Летопись сообщает о ее строительстве в 1462—1463 гг. , по плану она аналогична мелстовской Церкви, это последний пример употребления подобной формы алтаря в Пскове. В своем настоящем виде церковь с возникшими позже, в XVI в. , звонницей, оградой, воротами образует один из лучших ансамблей города, сопоставляющийся с находящимся напротив, через Пскову, Кромом. Она является одним из главных кончанских храмов, отсюда большой масштаб, импозантность форм, но отсюда же и сложность ее жизни. Вокруг церкви группировалась в XV в. большая часть Запсковья, и козмодсмьянские «соседи» дружно занимались обеспечением защиты района, возводя в 1484 г. свои две трети северной внешне» каменной стены между Псковом и Великой. Ощущая себя в безопасности за каменной стеной, они хранили в приделе церкви Козьмы и Дамиана пороховой запас всего конца. Во время сильного пожара 1507 г. запас взорвался, придел разметало, повреждена была и церковь. Размеры этого повреждения в летописи не указаны и до сих пор точно не определены. Ю. П. Спегалыжий связывает с восстановлением храма его своды с пониженными подпружными арками и восьмискатное покрытие, считая изначально существовавшими ступенчатые своды и покрытие на шестнадцать скатов. В. В. Седов, внимательный исследователь типологии псковских памятников, считает, что здание сохранило систему первоначальных сводов.

Читать далее...

Ансамбль подворья

В подземелье под башней в древности была тюрьма. Это угловая башня Нового Застенья, позднее — Среднего города. От нее южная «приступная» стена Среднего города шла па восток, а потом, близ Великой улицы поворачивала на северо-восток и подходила к берегу Неновы, примерно напротив церкви Богоявления с Запсковья. На большей части своего протяжения эта стена давно сломана и на ее месте проведена Пушкинская улица.

Палаты с планом в виде «глаголя»

Поскольку псковские акты сохранились в количестве, недостаточном для аналитического исследования, мы привлекаем также новгородско-двинские акты, содержащие сходную терминологию. Классификация 27 псковских грамот с употреблением формулы «в одерень» такова: 10 купчих, 6 духовных, 4 меновных, 3 раздельных, 2 данных, 1 ободная и 1 рядная (мировая запись). Все эти акты происходят из архивов 14 приходских церквей и монастырей: Спасо-Мирожского, Варлама с Запсковья, Св. Пятницы из Бродов, Успенского с Завеличья, Успенского с Полонища, Старо-Вознесенского, Духовского, Св.

Читать далее...

Гремячья гора

В наше время она избавилась от части наслоений XVII века, но, однако, потерянные части XVI века ей не возвращены. Недалеко от храма, несколько юго-западнее его, у склона Гремячей горы еще заметны в земле остатки монастырских палат, существовавших (и перестраивавшихся) еще в XIX веке. Знакомящемуся с памятниками старого Пскова обязательно нужно совершить прогулку вокруг стен Запсковья. Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся Козьмодемьянской башни (теперь ее называют Гремячей), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора.

Читать далее...

Троицкий собор в Детинце

После этого Псков, залечив свои раны, продолжал расти и развиваться. В XIII веке посад распространился уже на всю территорию Окольного города и Запсковья, далеко за свои старые деревянные ограды. Автор немецкой хроники писал о Пскове того времени: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову».

Покровская башня

Огонь как граница существования. Крепости и храмы Псков и под властью Москвы продолжал жить как типичный средневековый город, так как ритм его жизни во многом определялся стихией и борьбой с ней. Деревянный Псков, как и другие русские города, подвергался разрушительным пожарам. Пожар 27 марта 1507 г. охватил большую часть Запсковья, начавшись в полночь на Лубянском всходе и дойдя до Жиркова всхода. От огня пострадали две кончан-ские церкви — Козмодемьянская и Богоявленская, причем у первой расплавились два колокола и разорвало порохом придел32. Весной 1514 г. , в день св.