Монументальные каменные здания, в том числе все крепостные стены и башни, с которых уже в году были сняты крыши, размывались дождями и ветшали

Псковская архитектура XII в.

Но уже в процессе строительства замысел изменился. Над западными углами были надстроены замкнутые камеры, через арочные проемы бывших окон, превращенных в двери, соединившиеся с западным рукавом креста; здесь они сообщались узким деревянным настилом вдоль западной стены. На стенах западного рукава от уровня настила поднимается пояс фресковой росписи, имитирующей полилитию, что служит тоже явным доказательством существования хор к моменту росписи храма. Это первый пример подобного устройства хор.

Архитектура первой половины XIV в.

В самом их облике (примером может служить Изборск, сохранивший общие очертания, хотя стены неоднократно усиливались впоследствии и к ним с конца XIV в. пристраивались башни) кет ничего угрожающего и наступательного, назначение стен — охранить поселение, дать защиту. В этом есть такой же эмоциональный оттенок, что и в церковной архитектуре, и не случайно так пленителен пейзаж Изборска, где ландшафт, стены и церковь пронизаны одним настроением и ритмом, что так прекрасно выражено словами летописи «дом святого Николы». Панорама самого Пскова была, конечно, гораздо масштабнее, но соединение с пейзажем было не менее органичным.

Читать далее...

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Рукава креста в уровне хор обрисованы по преимуществу глухими поверхностями стен. Лишь в боковых сторонах западного рукава около западной стены прорезаны узкие арочные проходы, с северной стороны стена дополнительно прорезана необычным прямоугольным проемом палатки. Обычно малые арки и конха апсиды завершаются на одинаковом уровне. Здесь малых арок практически нет, но конха, как обычно, выходит в уровень начала сводов над угловыми частями, среди которых западные, как более широкие, поднимаются выше восточных (снаружи это почти замаскировано системой 16-скатного завершения). От уровня завершения сводов над западными ячейками поднимаются своды рукавов креста; как уже говорилось, этот уровень равен удвоенной высоте хор, оба эти уровня отмечены связями.

Читать далее...

Архитектура первой половины XIV в.

Этому размеру равна глубина рукавов креста, таким образом определяется ширина храма. Внутри длина храма до восточной стены точно равна ширине, помещение храма — точный квадрат, это будет почти обязательным в XIV—XV вв. Хотя в объемной композиции свод восточного рукава доходит до внутреннего контура восточной стены, в плане рукав креста идет дальше к востоку, продолжается до внешнего контура восточной стены, до заплечиков апсиды. Центральный неф храма как бы удлиняется на глубину стены.

Крепостные сооружения

Стена его вскоре сгорела, но в 1471 году была вновь восстановлена. В 1482 году соседи Богоявленского конца, а в 1484 году Козьмодемьянские соседи построили на Запсковье каменные стены. В Окольном городе это было сделано только в XVI веке. Стеснявшая застройку Среднего города стена 1309 года была в середине XV века разобрана. К концу XV века в Застенье видимо, стало очень тесно.

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Западные круглые столбы практически не смещены, они просто толще стен (диаметр 1,4 м); на эту разницу, 20 см в радиусе, они и оказались сдвинутыми к боковым нефам, чтобы сохранить между собой расстояние в 2,7 м. Восточные столбы, обычно перемещаемые к востоку на половину толщины стены, здесь даже перемещены немного далее — на 0,7—0,8 м вместо 0,5 м. Поэтому длина подкупольного компартимента достигает 3,5 м.

Читать далее...

Опыт исторического суждения о псковской архитектуре

Но этот отпечаток вовсе не свидетельствует о неосмысленном механическом подражании: в храме псковское купечество видело не средство для превознесения отдельной личности над окружающим миром, а ответ на индивидуальную потребность замкнуться в мире душевных переживаний. Необычайно толстые стены, небольшие окна и пластическая примитивность совершенно изолируют внутренние пространства от внешнего мира. Тем же примитивизмом и пластичностью отличаются звонницы Пскова. ». В наблюдениях А. И. Некрасова много искреннего и истинного, хотя уже становится, к сожалению, очевидно, что эпоха начинает накладывать отпечаток вульгарного социологизма даже на высказывания не ею воспитанного человека. В эти же годы К. К. Романов развивал иную, во многом новаторскую концепцию эволюции древнерусского зодчества, в которой он отвел Пскову едва ли не главную роль64.

Архитектура середины XIV — середины XV в.

Он указывает на сам тип здания с одной апсидой и крестообразными столбами, сближая его с новгородской Знаменской церковью 1354 г. Граффити на фреске, датируемое 1398 г. , также заставляет его принять раннюю дату. Известие летописей о строительстве каменной церкви Покрова в 1398 г. он связывает с капитальным ремонтом по каким-то причинам сильно разрушившейся церкви, его раскопки обнаружили, что строительный слой этих работ лежит ниже уровня строительства соседней, восточной стены Довмонтова города 1401 г. Подчеркивая важность историко-архитектурных параллелей, датировку В. Д. Белецкого принимает В. В. Седов. Несмотря на достаточно весомые доказательства, приведем соображения, заставляющие нас отдать предпочтение более поздней дате возведения памятника. Прежде всего, отметим, что прочтение опубликованного А. А. Медынцевой граффити имело два варианта, 1398 или 1428 г. Аргумент, склонивший исследовательницу в пользу ранней даты, не имеет безусловного характера, ибо он состоит в субъективной оценке достаточности или недостаточности площади скола надписи в месте обозначения десятков.

Довмонтов город

На месте старых укреплений Среднего города, состоявших из земляного вала и дубовой стенки над ним, которая, по замечанию летописца, была «мало выше мужа», в 1375 году псковичи построили каменную стену — четвертый пояс каменных укреплений по пути к Крому. Тогда же псковичи начали усилять стены башнями, или «кострами», как они говорили. Реконструкция укреплений коснулась и Детинца.

Читать далее...

Псковская архитектура XII в.

Даже изолированность угловых частей (они соединялись с основным помещением узкими арочными проемами, ныне растесанными, лишь проходы жертвенника и диаконника сохранили первоначальные очертания), как это ни парадоксально, скорее содействует освобожденности, облегченное основного крестообразного помещения. Оно оказывается окруженным пространствами угловых камер, зрительно стены рукавов креста из массивных, замыкающих превращаются в более тонкие, разгораживающие. В сравнении с новгородскими постройками здесь и реальная толщина стен меньше (около 1 м против 1,2—1,3 м). Ширина боковых нефов, или, что для этого памятника адекватнее, глубина рукавов креста, увеличивается. Соотношения здесь необычны, акценты кажутся намеренными и осмысленными.

Памятники последних лет XVII века

Уже в начале «брани о смердах» осенью 1484 г. поставили новый мост через реку Пскову, «а даша мастером 60 рублей, а платиша то серебро мясники». Весной 1484 г. соседи Козмодемьянского конца заложили свой участок стены на Запсковье от реки Великой. Соседи Богоявленского конца начали строить свой участок стены от Псковы в 1482 г. и завершили его осенью 1483 г. Сооружение деревянной стены Окольного города в августе 1465 г. также осуществлялось силами самих посажан и их,«запасом». В 1433 г. соседи Петровской улицы разобрали старую башню у церкви Петра и Павла, использовав материал на строительство церкви Бориса и Глеба. Когда требовалось выполнить высококвалифицированную работу, город нанимал мастеров.

Читать далее...

.......................................................................................................................