Староста засады был выборным лицом и периодически сменялся: в 1577 г. старостой Завелицкой засады был Федор Ермолин, а в 1579 г. – Созон Иванов. Документы 1556— 1579 гг. свидетельствуют о функционировании в Пскове и его земле разветвленной земской структуры, чьей первоочередной задачей была разверстка и взимание государственных и земских повинностей. Выборные земские учреждения сосуществовали с властью наместников, дьяков, городовых приказчиков, чья компетенция в годы Ливонской войны все больше оказывалась связана с нуждами обороны. В ходе войны Псковская земля оказалась в прифронтовых условиях, что привело к появлению в приграничных крепостях воевод и осадных голов.
Преобретая недвижимость в Тайланде Вы можете отдыхать у себя в вилле в любое время!После 1510 г. преобладают жалованные грамоты, затем появляется делопроизводственная документация приказных учреждений. Отсутствие частных земельных актов в Пскове после 1510 г. свидетельствует о том, что присоединение к Москве привело к введению в Пскове верховной собственности на землю государства в лице великого князя. Логично заключить, что независимый Псков не знал верховной собственности на землю и именно с земельными порядками вечевых государств связано появление и использование оборота «в одерень».
Через семь лет он ездил с Василием III и его окружением в Кириллов монастырь. В апреле 1531 г. он наместничал во Пскове. В январе 1533 г. он присутствовал на свадьбе кн. Андрея Старицкого. В Думу вошел летом 1534 г. уже после смерти Василия III. В июле этого года он находился на Коломне при Елене Глинской (третьим воеводой большого полка).
Однако представители разных династий обладали различной совокупностью прав на властные полномочия. Так, князья Ярославичи пользовались в Пскове особыми правами, утвержденными еще при Александре Невском. Как подчеркивал М. Блок, в эпоху средневековья идея династической легитимности была развита гораздо сильнее идеи личной легитимности. Вышесказанное позволяет охарактеризовать институт княжеской власти в Пскове XIII—XV вв. как органично выросший из социально-политической действительности русского средневековья. Город на Руси — и Псков не являл собой исключения — осмыслялся в первую очередь как место пребывания князя.
Освоение Москвой Псковского края серьезно затронуло и торгово-промышленную деятельность его жителей. Псков эпохи независимости был своего рода свободной экономической зоной, где отсутствовали таможенные пошлины26. В 1510 г. в городе впервые появилась таможня: «прислаша во Псков с Москвы добрых людей гостей тамгу устанавливати ново, зане же во Пскове тамга не бывала…». Размер таможенных пошлин с иностранных купцов мог достигать 10 денег с рубля, то есть 5%. Установление тамги — пошлины, взимавшейся и с продавца, и с покупателя, должно было снизить привлекательность местного рынка для иностранцев.
Сын Александра, Варлаам, постригся в Троицком монастыре. Третий сын Василия Ивановича Оболенского, князь Ярослав, с 1473 по 1477 г. был князем-наместником в Пскове, в 1478 г. — феврале 1481 г. некоторое время наместничал в Новгороде, а затем в 1481 —1482 гг. и с 1484 г. княжил во Пскове, где и умер с сыном в октябре 1487 г. Женат на дочери М. Ф. Сабурова. Боярином не был. В 1488 г. его сын Константин уехал с княжения во Пскове.
Вторая эпидемия нового цикла пришла в Псков из Ливонии в августе 1404 г. : «…почаше мрети с Спасова дни, мряхут первое малыя дети, и по том старыя и младыя мужеск пол и женеск; а знадба бяше сицева: аще кому где явится железа, той на другии день или на третий оумирааше, а редкий воставаше в той болезни». Жестокая эпидемия свирепствовала в Псковской земле с осени 1406 г. до июля 1407 г. : «…бысть мор велик зело во граде Пскове и по пригородом и по всей области: мряху же мужи и жены и малыя дети железою»27. Эпидемия, кратко обозначенная в летописной статье 6929 г. как «мор велик», пришлась, скорее всего, на осень 1420 г. и не была слишком масштабной.
Немецкие историки полагали, что Вышгород был построен на отторгнутой у Дерптского архиепископства восточной окраине области Пурнау. Н. А. Казакова, однако, сделала вывод, что Вышгород возвели на границе, «на немецком роубежи»6. В XV в. Орден считал постройку этой крепости территориальным захватом, и во время войны 1480 г. Вышгород был захвачен немцами и разрушен. Система управления пригородами окончательно сформировалась во второй половине XV в. Краткое сообщение Псковской 3-й летописи относит важное событие в истории пригородов к весне 1468 г. : «…всь Псков поделиша по два пригорода на вси конци, коемоуже концю к старым пригородом новья жеребьем делили…* До 1468 г. концы Пскова осуществляли управление «старыми», существовавшими издавна пригородами, число которых не указано. По всей видимости, цитированное сообщение нужно увязывать с расширением полномочий великокняжеских наместников при вокняжении Федора Юрьевича в 1467 г. : «…а посадники псковски и Псков емоу на всих 12 пригородах дашя наместников держяти и соудове соудити его наместником на которых ни боуди, и из веков княжий наместники не бывали, колко ни есть княжеи бывало во Пскове на столоу, а наместники княжий были толко на 7 пригородах псковскых»7. Из летописного сообщения следует, что князь получил право держать своих наместников на всех 12 псковских пригородах вместо прежних 7. Роль кончанских, сотских и уличанских организаций, объединявших жителей концов, сотен и улиц города, к этому времени стала весьма важной.
В 1518 г. он совершил успешный поход под Молодечно и Вильно, будучи послан туда В. В. Шуйским. В апреле, июле 1519 г. , июне 1520 г. , марте 1521 г. М. В. Горбатый наместничал во Пскове. Во время набега Мухаммед-Гирея (1521 г. ) он с войсками псковичей и новгородцев в критическую минуту идет на освобождение столицы от осады. В 1522 г. его отпустили с другими воеводами на Коломну, куда вслед за этим прибыл и сам Василий III. В 1524 г. он был вторым воеводой большого полка в судовой рати кн. И. Ф. Вельского в походе на Казань.
Власия, отождествлявшегося с хтоническим Белесом, псковичи воспроизводили языческую модель задабривания загробного мира. Третья обыденная церковь сооружается в Пскове во время эпидемии 1441—1442 г. : «…и князь Александр Федорович, и посадник Юрии Тимофеевич, и архимарит Григории, и попы вся три соборы помысливше со псковичи, и единем днем поставиша церковь Похвалу святей Богородицы на Романове горке, в Петрово говение, в среду, на память святого священомученика Дорофея, епископа Тирского». Память св. Дорофея празднуется 5 июня, именно в этот день в 1442 г. была построена церковь Похвалы св. Богородицы на Романовой горке.
Как пишет летопись под 1352 г. : «. хотя благословити детей своих пскович и поповъ; и обоиде всь град сь кресты и сь весмъ священным съборомъ и съ всемъ крилосом своими и с мощми святых и с пениеми и с молитвами и с слезами, моляшеся господоу Исусоу христоу и причестеи его матери святей госпоже ботородици о заступлении града и о всех людех живущихъ в немг о Христе в вере христанстеи, дабы господь представить многоле-жащоую тогда смерть на людях; тако же я всь народ н люди, моужи и жены от мала и до велика, век воследствоующе со многими слезами звахоу: господи помилоуи». Для самого архиепископа его миссия в Пскове стала актом героического самопожертвования и милосердия: «Архиепископ же Василеи, мало дни тоу побыв, поеха паки изо Пскова здрав, бысть ему на поути на борзе разболеся, мало поболев, преставися на рече на Оуже». В этой ситуации понятно посвящение храма — Покрова Пресвятой Богородицы. Все обстоятельства как бы говорят о действии, с которыми мы многократно встречаемся в русских летописях, и псковских также (1421, 1442, 1466 гг. ),— о поставлении обетной деревянной церкви, как правило,— обыденной, однодневной, для избавления от мора.
........................................................................................................................