В Древней Руси, где государство отождествлялось с князем как его главой, закон знал только преступления против конкретного лица или имущества. Псковские законодатели впервые в истории русского права пришли к осознанию абстрактного понятия государства и преступления против него. К числу опаснейших преступлений Судная грамота относила воровство из Кремля и измену — «перевет». Оба преступления карались смертью. Далеко не случаен тот факт, что именно законодательство вечевого города выработало понятие государственного преступления: ведь в законодательстве Новгорода и Пскова власть князя осмыслялась как элемент государства, но не отождествлялась с ним. Особо опасными преступлениями считались также конокрадство и поджигательство, каравшиеся смертью.
Нельзя сказать, что от церковного строительства второй половины XIV века совсем ничего не осталось. В Довмонтовом городе под насыпью земляного укрепления, сделанного в 1701 году, существуют остатки храма того времени, по всей вероятности Рождества Христова, построенного в 1388 году. Его восточная часть, сохранившаяся почти на всю высоту, выступает из насыпи. Это было четырехстолпное здание с одной высокой и сильно выдающейся абсидой, обработанное снаружи лопатками. План четверика, по-видимому, был подобен плану основной части Михаило-архангельской церкви в Городце.
Общий взгляд на Псков как на младшего брата Новгорода свойствен Е. Болховитинову так же, как и Н. Ильинскому. Однако оба они, особенно первый, в изложении материала о жизни города в XIV — XV вв. уделяют много внимания особенностям политико-географических и социальных ситуаций, своеобразию церковного уклада упорных и всегда стремящихся к самостоятельности псковичей. Значительным событием стала публикация псковских летописей, давшая возможность иметь и читателям и специалистам не пересказ, а сам источник и тем самым подведшая черту под описательными, В середине столетия появилась первая отдельная книга о древностях Пскова, где упоминаются уже не только церкви и укрепления. но и светские сооружения, начинает угадываться интерес к исторической топографии города. Объемом она лишь немногим превосходит разделы в предшествующих публикациях, это, собственно говоря, небольшой очерк, однако он предвещает расцвет краеведческой литературы Пскова второй половины XIX в. Лучше всего она может быть представлена работами И. Д. Годовикова и К. Г. Евлентьева, в этом же характере, но для более широкого круга читателей составлена и вышедшая в Москве книга «Святыни и древности Пскова» М. Толстого.
А связать свою судьбу с Новгородом в условиях конца XV—XVI в. означало исключить себя и своих потомков из Государева двора. У последнего (пятого) сына Андрея Кобылы, Федора Кошки, было четверо сыновей: Иван, Федор Голтяй , Александр Без-зубец и бездетный Михаил Дурной. Из четверых сыновей Ивана Федоровича (Иван, Федор Брех , Яков Казак и Захарий) «род пошел» только от последнего. Но его два брата по-своему способствовали укреплению положения Кошкиных среди придворной знати. Иван Иванович Кошкин выдал одну свою дочь за Тимофея Собакина, а другую — за Григория Козла Морозова; Яков Казак одну дочь выдал за Андрея Плещеева, другую — за кн. Федора Ушатого.
Топография и административно-территориальное деление Пскова Облик средневекового города и организация его со-циопространственной структуры определялись условиями местности. Псков возник на возвышенном мысу у слияния рек Великой и Псковы. Здесь в VIII—IX вв. были возведены земляные укрепления, что означает: поселение стало городом. Топографию Пскова эпохи независимости исчерпывающе изучила И. К. Лабутина1. По мере роста города его наиболее древняя, укрепленная часть стала выполнять функции Кремля (Крома) — см. карту 2. За крепостными стенами рос посад, отдельные участки которого постепенно охватывались новыми укреплениями.
Последний раз он упоминался в разрядах в 1540 г. То, что Н. В. Оболенский сравнительно поздно получил боярский титул, объясняется, по-видимому, удельной службой его отца. Вторая ветвь Оболенских шла от кн. Василия Ивановича, одного из верных сподвижников Василия Темного. В 1443 г. Василий Оболенский и Андрей Голтяев с великокняжеским двором разбили царевича Мустафу. В 1445 г. кн. Василий взял в плен мурзу Бегича. Будучи «большим воеводой», В. И. Оболенский в 1450 г. нанес решающее поражение Дмитрию Шемяке. «Князь Василий Иванович» присутствует на местническом суде 70-х годов XV в. среди бояр Ивана III. Его имя встречаем среди бояр и на докладе великому князю судного дела около 1462—1464 гг. , а также на мене земель около 1456—1462 гг. Князь Василий женат был дважды: первым браком на дочери Федора Дмитриевича Всеволож-Заболоцкого; вторым — на внучке кн. В. Р. Белевского.
Совершенно очевидно, что обетное строительство можно рассматривать как сущностную черту мировоззрения человека эпохи средневековья и как важный элемент его жизненной стратегии. Доминанты повседневной жизни Человек той эпохи отстоит от нас бесконечно далеко не только по времени, но и по мировосприятию. Он был не столь рационален, как наш современник, его сознание было цельным, нерасщепленным, и он относился к жизни, как к испытанию. Жизнь средневековых города и деревни лишь отдаленно напоминала современную нам. Не было столь разнообразного, как сейчас, потока событий, каждое из них надолго откладывалось в душе человека и обрастало мифами.
Это, конечно, не значит, что сельское население Псковской земли не участвовало в крепостном строительстве в городе. Дань, взимавшаяся в том числе и со смердов, шла в первую очередь на удовлетворение потребностей Псковской земли в обороне, и укрепления Пскова и пригородов возводились в том числе и на их средства. Летописное изложение событий 1484—1486 гг. контрастирует с другими сообщениями Псковской 2-й летописи, отличаясь от них меньшей конкретностью. Несмотря на погодную разбивку текста летописи и объединение с фактами «брани о смердах» других известий, фрагмент с изложением событий 1484—1486 гг. обладает характерными чертами летописной повести. О литературном характере нескольких эпизодов свидетельствуют попытки летописца передать прямую речь великого князя («давно ли яз вам о смердах вины отдах»), имена-прозвища освобожденных из-под ареста смердов (Стехно, Сырень и Лежень).
Шестой брат, бездетный Михаил, присутствовал в 1500 г. на свадьбе кн. Б. Д. Холмского. Больше о нем ничего не известно. Не повезло последнему из братьев — Борису. Впервые он упоминался в разрядах под 1495 г. , затем в 1500 г. на свадьбе кн. В. Д. Холмского, но в битве под Оршей (1514 г. ) он попал вместе с одним из своих сыновей (Петром) в плен. У Ивана Андреевича Ряполовского было четверо сыновей: Иван, Семен Хрипун, Дмитрий и Андрей Лобан (убит в Белеве в 1437 г. ). Первые трое в 1446 г. выступали горячими сторонниками Василия II в его борьбе с Дмитрием Шемякой. Семен Хрипун Иванович, очевидно, в 1458 г. неудачно ходил в поход на Вятку.