Покой осеняющего движения арок и сводов уже имеет ту особенную эмоциональную интонацию, которая будет присуща именно псковским памятникам. Если не обратить внимания на подобную выразительность форм, то этой архитектуре легко отказать в псковской специфике. Конечно, в Пскове не было не только своей школы, но даже и работающей длительное время артели. Но особенность ситуации в том, что оба рассмотренных памятника по своему духу оказались родственны hit только друг другу, но и интонации развитого псковского искусства, смогли образовать с более поздними памятниками города органический, генетически родственный ансамбль. Интерьер Иоанновского собора обладает и некоторыми неожиданными новшествами, более важными для внешнего облика памятника, но ясно воспринимаемыми и изнутри, особенно при взгляде по продольной основной оси здания, на восток. Речь идет о круглых окнах второго света, небольших по диаметру извне и расширяющихся внутрь.
Это свидетельствует о нескольких обстоятельствах. Первое — об очень большом авторитете Мирожского монастыря и, возможно, о какой-то преемственности от нега при возникновении Снетогорского. Это были главные и единственно общежительные монастыри до начала XV в. Второе — такое прямое копирование памятника, построенного почти на двести лет раньше, является уникальным в истории древнерусского искусства. Обычно памятник, служащий основанием архитектурной традиции, образует цепь подражаний, начиная с близкого к годам его создания времени. Последующие десятилетия редко возвращаются к оригиналу, предпочитая для ориентации выбор ближайшего варианта интерпретации образца.
Три апсиды могли быть связаны с местной и новгородской служебной традицией в конце XII в. , или же они появились в 1360-е годы. Все подобные вопросы необходимо иметь в виду при дальнейших исследованиях собора, наиболее актуальными остаются архитектурно-археологические, могущие доказательно восстановить историю уникального и важнейшего памятника. Без ответа остается и главный вопрос — имел ли Троицкий собор ступенчатые повышенные своды рукавов креста? Их не было в памятниках Смоленска, они не согласуются с крестообразными столбами, при которых выступающая лопатка «автоматически» переходит в пониженную подпружную арку. В. В. Седов считает, что Троицкий собор подвергся еще одной капитальной перестройке около 1420 г. , когда он под влиянием Москвы получил повышенные своды.
Вообще-то все декоративные элементы здесь: бровки, аркатурные пояски, поребрик — новгородского происхождения, мы их знаем там с ХШ столетия, с середины XIV в. появляется бегунец. В мелетовской церкви полукруглые бровки завершают окна барабана, это последний пример, в последующих памятниках все бровки будут обычно щипцовыми. В верхней зоне барабана помещен становящийся классическим для Пскова набор декоративных элементов: бегунец между двумя лентами поребрика (частый ритм их элементов никак не согласован) и над ними пояс декоративных арочек.
Первую он датирует 1490-ми годами и связывает с той же строительной артелью, которая создала Георгиевскую церковь. Однако композиция церкви лишена уравновешенности и ритма псковского памятника. Глава заметно сдвинута к востоку, северный и южный фасады резко асимметричны, завершающие их боковые прясла арочки разнородны по ритму, крутизне и высоте подъема, средние прясла совершенно не обладают доминирующей ролью, в декорации прочитывается неоднородность ритмики довольно крупных, но рыхлых по организации элементов. Во всем есть некоторая ремесленная застылость. Она ощущается и в главе, где широкие простенки делают барабан тяжеловесным и несколько глухим (по диаметру глава равна главе Георгиевской церкви, но здесь было сделано четыре окна, а там — шесть).