Псковская архитектура XII в.

Очертания плана отличаются грубостью и нерегулярностью. Если снова применить принцип построения плана тремя равными ширине центрального нефа зонами, то в боковые зоны войдут малые нефы вместе с толщиной стен и столбов. Принцип аналогичен решениям собора Антониева монастыря, но модульная соразмерность стен и нефов, столь характерная для новгородских памятников начала столетия, уже исчезает. Утолщение столбов и стен (пропорциональное) уменьшает малые нефы и предопределяет доминирование центрального пространства. Хоть форма столбов четко расчленяет план на помещение для молящихся (в двумя парами западных столбов) й алтарь (с преградой по линии восточных столбов), все же здесь существует равенство, естественно получавшееся в прошлом и очень важное, как представляется — исходное, при разбивке планов в будущем. Расстояние от западных столбов (т. е. от нартекса, как бы от обычной западной границы наоса) до апсид (по линии восточных граней межапсидных проходов), т. е. длина наоса, точно равно его ширине.

В интерьере собора, вслед за мирожским образцом, лопатки на стенах отсутствуют, там для них просто не было места, но ощущение гибкой единой оболочки, возникшее в Мирожском соборе, изменило привычные соотношения и в обычном по общей композиции Иоанновском соборе. Одна лопатка осталась на западной стене, где она выложена, возможно, для усиления кладки, прорезанной внутристенной лестницей — первый раз появляющейся в памятниках новгородского круга (сохранившихся). Очень интересны ниши, возможно — индивидуальные молельни, устроенные в толще западной стены на хорах, весьма напоминающие подобные камеры в башнях соборов Антониева и Юрьева монастырей.

Поскольку хоры устроены лишь на деревянном настиле и нартекс никак не выделен, то все пространство объединяется и главы над хорами оказываются принадлежащими основному помещению. Это напоминает более ранние памятники — Николо-Дворищенский собор, хотя число глав и их расположение с запада ориентированы на соотношения соборов Антониева и Юрьева монастырей. Необходимо согласиться с высказанным еще сто лет назад предположением об устройстве западных глав псковского собора для освещения хор (см. предыдущую главу, примеч. 19).

В целом структура памятника так похожа на собор Антониева монастыря, что можно считать последний прототипом псковской постройки. И однако, общее впечатление остается резко отличным. Причина тому—иные пропорции. Преувеличенный вертикализм новгородских соборов исчез, хоры устроены примерно на половине высоты основного объема. Эти изменения не могут быть случайными, они несомненно осознаны. Поскольку формы Иоанновского собора Re имеют новаторского характера и отмечены печатью равнения На образец, то весьма вероятно, что и перетолкование образца Произошло под влиянием дополнительного примера. Собор Мирожского монастыря имеет близкие пропорции основного крестообразного пространства, именно он и был источником этого дополнительного импульса.

Констатация неправильностей, непредсказуемой кривизны линий и поверхностей не должна никоим образом приводить к заключению об отсутствии в облике здания эстетического начала. В обща; композиции интерьера обнаруживается широкий и свободный ритм. Та сосредоточенность и серьезность, которые определили облик собора Мирожского монастыря, проявляются и здесь. Выразительность креста основных сводов и подкупольного пространства соединяется с зальностью западной части интерьера, делающей общее впечатление менее напряженным и суровым. Покой осеняющего движения арок и сводов уже имеет ту особенную эмоциональную интонацию, которая будет присуща именно псковским памятникам.

Если не обратить внимания на подобную выразительность форм, то этой архитектуре легко отказать в псковской специфике. Конечно, в Пскове не было не только своей школы, но даже и работающей длительное время артели. Но особенность ситуации в том, что оба рассмотренных памятника по своему духу оказались родственны hit только друг другу, но и интонации развитого псковского искусства, смогли образовать с более поздними памятниками города органический, генетически родственный ансамбль.

Интерьер Иоанновского собора обладает и некоторыми неожиданными новшествами, более важными для внешнего облика памятника, но ясно воспринимаемыми и изнутри, особенно при взгляде по продольной основной оси здания, на восток. Речь идет о круглых окнах второго света, небольших по диаметру извне и расширяющихся внутрь. Они придают интерьеру неожиданную световую и ритмическую выразительность, причем созданную, очевидно, для достижения чисто художественного эффекта, ибо ничего обязательного в их применении не существовало.

Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.