Псков в XIII в. оставался окраиной русской земли, монгольское нашествие коснулось его в наименьшей степени. Но его прежнее спокойное существование в тени Новгорода в XIII в. резко изменилось. Формирование государственности у прибалтийских племен, появление в качестве непосредственного соседа немецкого рыцарского ордена, ведущего политику активной экспансии, военные притязания шведов стали источником новой и исключительно острой опасности дога западных русских земель, и прежде всего для Пскова. Дело дошло до захвата Пскова немцами в 1240—1242 гг. Непрестанная борьба с западными соседями станет уделом Пскова, для которого отныне и вплоть до конца XVI в. наступит период драматической и героической жизни.
За три века городу пришлось вести 30 войн, еще чаще его изнуряли мор, пожары, неурожаи. Иногда жизнь требовала напряжения всех сил для ее обеспечения и защиты города, иногда выпадали периоды относительного затишья и покоя. И тогда псковичи строили укрепления в городе, ставили крепости в пригородах, возводили храмы.
Псков первым среди русских городов начал создавать систему каменных стен, она стала самой грандиозной на Руси и потребовала колоссальных усилий для ее развития и поддержания. Длина укреплений города со временем достигла 9 км. Если произведенные И. Ф. Годовиковым подсчеты трудоемкости распределить равномерно, то мы должны представить себе каждодневную работу 65 человек (и 10 лошадей) изо дня в день, без всякого перерыва — и так на Протяжении двух с половиной столетий.
В середине и второй половине XIII в. история Пскова полна такого напряжения, военного противостояния, что даже церкви ставятся в память военных побед. Собственно, мы знаем о трех — и все связаны с легендарной для Пскова эпохой успехов и торжества, Княжением Довмонта, великой отвагой и малым числом дружины совершавшего чудеса на бранном поле. После вокняжения в Пскове в 1266 г. и крещения в Троицком соборе князь Довмонт получает христианское имя Тимофей и в 1268 г. возводит церковь в честь соименного себе святого — Тимофея Газского. В 1267 г. Довмонт побеждает немцев —23 апреля, в день «славного великого воина Георгия»,— и в 1269 г. возводится церковь святого Георгия. А после разгрома немцев 8 июня, на память Федора Стратилата (1272 г.), ставится церковь Федора. Все эти три церкви, небольшие, видимо, по размерам, были поставлены в одном месте, рядом с дворцом Довмонта, и служили своего рода мемориалом воинской славы. Точно неизвестно, были ли эти церкви деревянными или каменными, В. Д. Белецкий указывает в раскопанных храмах на остатки кладок XIII в. Но бесспорных свидетельств подобных датировок пока не существует, и кажется предпочтительнее осторожная позиция И. К. Лабутиной и В. В. Седова, считающих церкви XIII в. деревянными.
Войны сопровождали Довмонта до самой его смерти. Последняя его победа, над немцами,— 4 марта 1300 г., а 20 мая он скончался.
Эта победа дала Пскову сорокалетнюю передышку, прерванную лишь однажды, в 1323 г., и город воспользовался этим временем для строительства укреплений. Ставится на новом месте Изборск (1303), в 1330 г. здесь, в важнейшем пригороде, защищающем Псков с запада, возводится каменная крепость. В 1309 г. сооружается плитяная стена самого города, от места победы 1300 г., у церкви Петра и Павла на берегу Псковы, до Великой. В 1337 г. появляется главная каменная защита псковского Крома, его мощная южная стена — «того же лета Шолога посадник с мужи псковичи учеииши перси у детинца».
Летописи сообщают нам лишь о трех каменных храмах этого периода, вряд ли их и было больше. Почти невероятно, но по счастливой (особенно для Пскова) случайности все три сохранились в противоположность исчезнувшим памятникам эпохи Довмонта или только весьма фрагментарно известным постройкам второй половины XIV столетия.
Наиболее ранним является собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря—1311 г. Монастырь был сожжен и разграблен в 1300 г. Может быть, его восстановление рассматривалось таким же возобновлением жизни и охранения (здесь — небесного) города, как сооружение крепостной стены в 1309 г. (реальной защиты). Вполне вероятно, что при возведении стены сформировались кадры мастеров, часть которых и перешла на работу в монастырь. Может быть, в Пскове и не было в это время своей архитектурной традиции, но строительная, связанная с переходом на чисто плитяную кладку, без кирпича, безусловно существовала.
Давно и справедливо указано, что собор Снетогорского монастыря является копией собора Мирожского монастыря. Это свидетельствует о нескольких обстоятельствах. Первое — об очень большом авторитете Мирожского монастыря и, возможно, о какой-то преемственности от нега при возникновении Снетогорского. Это были главные и единственно общежительные монастыри до начала XV в.
Второе — такое прямое копирование памятника, построенного почти на двести лет раньше, является уникальным в истории древнерусского искусства. Обычно памятник, служащий основанием архитектурной традиции, образует цепь подражаний, начиная с близкого к годам его создания времени. Последующие десятилетия редко возвращаются к оригиналу, предпочитая для ориентации выбор ближайшего варианта интерпретации образца.
Отрывок из книги Комеч А.И. - Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в.