Столбы не противостоят массе, а концентрируют скрытые в ней усилия. Круглая форма делает их менее широкими, но в Пскове вплоть до 1510 г. опоры от этого не становятся зрительно легче, скорее наоборот. Тектоническое усилие, которое как бы рассеяно, растворено в стеновых поверхностях, в круглых опорах чрезвычайно концентрировано, форма, как обруч, уплотняет, сжимает материю, наполняет ее мощью, силой, необходимыми, чтобы зрительно служить опорой всей угловой структуре. Акцентом в угловой зоне подкупольного пространства резко повышается роль центра здания как места сосредоточения тектонических напряжений, обычно растворенных в огибающем движении оболочки. Подобное соединение круглых и кубических форм, опоры и массы вызвало, как мы уже видели, восхищение И. Э. Грабаря, тонко охарактеризовавшего его выразительность. Сила движения криволинейных поверхностей преодолевает раздельность пространственных зон как по вертикали, так и по горизонтали, все пространство становится объединенным крестообразным сводчатым ступенчатым балдахином. Подчиняясь центризму системы, строго по оси расположены окна в боковых рукавах креста, которые снаружи из-за этого оказываются смещенными с середины прясел.
С устройством приделов старый западный притвор получил еще два деления по бокам с двумя закомарами над ними. По положению окон и пропорциям южного придела видно, что толщина отложившихся у здания напластований очень велика и что во время пристройки приделов храм был стройным, вытянутым вверх. Богатство композиции храма, вероятно, усиливалось еще звонничкой, поставленной над притвором, на продольной оси здания. В начале XVII века храм оказался в запущенном состоянии.
Раннее складывание формуляра псковских актов позволяет именно с этим фактом связать универсальное употребление формулы «в одерень». Удивительным было умение псковских каменщиков связывать жилые здания с окружающим пейзажем. Постройки всегда очень удачно ставились на участке. Внутренняя планировка жилого здания компоновалась так, что помещения, в которых семья проводила большую часть дня и у которых устраивались для нее гульбища, а также палаты и гульбища для гостей, — обращались к солнцу и к самым красивым местам города.
С характерными для XVII века смелостью и широким размахом была задумана его необычайно декоративная композиция, с удивительным чувством целого исполнены эффектные детали. В решении плана здания, в его деталях можно найти много известного ранее, даже традиционного для Пскова. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.
В столь малых храмах толщина стен и столбов осталась обычной, в пределах 100—120 см, поэтому принятая для храмов все же несколько больших размеров обычная схема разбивки плановой структуры должна быть скорректированной — просто для обеспечения возможности прохода в малых нефах. Основой разбивки остается система трех равных продольных зон, получаемых делением внутренней ширины наоса на три части. Внутренняя ширина так называемой церкви Тимофея — 7,4 м (церковь № 4), центральный неф равен 2,4 м (расстояние между западными столбами, восточные несколько сближены). Если, как обычно, приравнять длину наоса ширине, сместить столбы к восточной стене на половину толщины стены, то восточный неф из-за малых размеров здания получит ширину около 0,7 м. Зодчие уширяют восточный неф, делая его равным западному, восточный рукав креста оказывается самым глубоким, наос становится прямоугольным, и столбы расставлены симметрично двум его главным осям. Храм № 2, самый большой в группе с прямоугольными объемами по сторонам апсиды, имеет внутреннюю ширину 8,3 см, его толстые столбы, как ни странно, сближены. Если взять треть общей ширины, то она должна бы составить 2,75 м, в то время как расстояние между западными столбами равно 2,55 м, между восточными — 2,35 м, длина подкупольного квадрата около 2,5 м.