Примыкающая теперь к этой стороне низкая часть здания носит следы многих перестроек. Не исключено, что в ее состав входят не только остатки придела одновременного и подобного южному, но и фрагменты бокового притвора, относящегося к 1339 году. С устройством приделов старый западный притвор получил еще два деления по бокам с двумя закомарами над ними. По положению окон и пропорциям южного придела видно, что толщина отложившихся у здания напластований очень велика и что во время пристройки приделов храм был стройным, вытянутым вверх.
Следующая крупная переделка произошла в 1810 году. Тогда было сломано два придела: южный — Знаменский, и «верхний» — во имя апостола Фомы, уничтожена старая звонница и пристроено крыльцо перед западным притвором. Этот далеко не полный перечень перестроек храма объясняет, почему к нашему времени его архитектура оказалась так сильно искаженной. Почти все старые окна и двери расширены, заново пробиты большие окна. Внутри храм покрыт новой штукатуркой, окрашенной в серый цвет, и, кроме того, обезображен плохой малярной росписью XIX века.
Во внутренней структуре церквей отмечается двухъярусность угловых помещений — северо-западного с лестницей на хоры и палаткой, юго-западного с ризницей наверху, в восточных углах — с помещениями наверху для казны (церкви Варлаамия, Воскресения на Званнице, Успения с Пароменья, Богоявления, Георгия — все датируются XV в. ). Как особенность Пскова отмечается еще устройство бесстол пных церквей (Никольской, Преображенской Надол-бина монастыря, приделов в церкви Николы с Усохн). Характерным для псковской архитектуры автор считает частое употребление притворов, приделов и звонниц, форму последних он признает местной, оригинальной и как о таковой говорит о ней даже при рассмотрении новгородских образцов. Свои общие позиции В. В. Суслов заявляет в начале очерка: «большое искусство здесь не сказалось. следя за разными видоизменениями форм памятников. нельзя не признать, что зодчество Новгородско-Псковского края всегда искало своей самостоятельности в жизни, но выступать наряду уже с зрелыми элементами Византийского и Западного искусства оно не решалось. В XIV—XV вв.
Впервые в литературе автор посвящает работе псковских зодчих в Москве целый раздел. Псковичи приносят в Москву высокую строительную технику и охарактеризованный выше тип храма, который к этому времени уже дополняется двумя симметричными приделами с севера и юга. Так возникает Благовещенский собор в Московском Кремле, увенчанный по образцу Успенского собора пятиглавием и ставший образцом многих позднейших русских храмов. Архитектуру Новгорода автор оценивает как нечто однообразное и постепенно все более примитивное, «в Новгороде есть свои каменщики, но нет архитекторов». Те же оценки повторяет автор и в кратком малоубедительном очерке в 1939 г. , где его нелюбовь к Новгороду XIV в. приводит к странной констатации, что однообразие новгородских церквей «искупается обилием росписей внутри».
Таким образом, внутри церкви высота рукавов креста обычно равна тем модулям, или, иначе говоря, ее ширине. Точно такая же система взаимосвязей свойственна новгородской архитектуре, но там ширина наоса определяет уровень пят сводов и арок рукавов креста, поэтому общая их высота оказывается равной не 3, а 3,5 модуля. В юго-западном углу на хорах располагалась освещавшаяся двумя узкими окошками придельная церковь, для чего в восточной стороне были устроены алтарные ниши. Северные угловые компартименты раскрыты в рукава креста широкими арками и, вероятно, соединялись настилом вдоль северной стены церкви. В юго-восточном углу над диаконником устроена лишенная окон палатка, которая могла служить ризницей (доступ в нее — только по приставной лестнице со стороны центральной апсиды). Композиционная система и конструкции Георгиевской церкви традиционны, но воплощены они с необычной чистотой и точностью, зрительным ощущением кратности и соразмерности пространств и ритмов.
Вокруг церкви группировалась в XV в. большая часть Запсковья, и козмодсмьянские «соседи» дружно занимались обеспечением защиты района, возводя в 1484 г. свои две трети северной внешне» каменной стены между Псковом и Великой. Ощущая себя в безопасности за каменной стеной, они хранили в приделе церкви Козьмы и Дамиана пороховой запас всего конца. Во время сильного пожара 1507 г. запас взорвался, придел разметало, повреждена была и церковь.
Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо.