Через день из-за границы за ним приехали литовские казаки и увезли в Полоцк к воеводе Яну Глебовичу. «Чернец» смог сообщить мало нового, сказал лишь, что русские войска подтягиваются к границе — к крепости Острея в верховьях реки Великой46. Почти детективная история с чернецом — агентом литовцев — красочно характеризует способы ведения разведывательной деятельности в то время. И литовцы, и, видимо, русские знали о развертывании сил противника у границы и с большей или меньшей вероятностью предвидели его планы.
В 1528 г. выступал одним из поручителей по князьям А. М. и И. М. Шуйским. Его сын Михаил в середине XVI в. был дворовым сыном боярским по Москве. В придворной среде известны были и греки Ларевы. В 1485 г. на Русь выехал Иван Раль Палеолог с детьми. В 1488—1490 гг. его дети Дмитрий и Мануил Ларевы уже ездили с посольством в Италию, Д. Ларев ездил также в Данию в 1493 г. Из следующего посольства Д. Ларев вернулся только к осени 1504 г. Один из Ларевых — Иван Фомич был женат на дочери Меньшого Путятина.
Верхние решетки, закрывшие вход в реку Пскову с верхнего течения, были построены из дерева в 1517 году и перестроены по указу Москвы в 1525—1526 годах из камня. Тогда же над ними на Гремячей горе была возведена Козьмодемьянская башня, которая существует и ныне. Еще до постройки Нижних решеток, в 1535 году Запсковье было защищено со стороны Псковы деревянной стеной, протянувшейся от Гремячей горы до реки Великой. Укрепления Пскова были в то время единственными на Руси по их размерам, мощи и красоте. «Яко же во всей Руси пресловущий великий град Псков каменный четырми стены огражден, да новый град Смоленск», — говорит автор «Повести о Николе Заразском». Непомерная высота и толщина кромских Першей, исполинские размеры угловых — Покровской и Вар-лаамской башен, огромная протяженность высоких стен с многочисленными башнями, воротами и захабами производили неотразимое впечатление.
После храмов Полонища на некоторое время отдадим свое внимание остаткам крепостных сооружений Окольного города. В зависимости от временя, отведенного на них, осмотр можно начать от угловой башни Среднего города — Бурковского «костра» или только от Покровских ворот. Продолжать осмотр можно до реки Псковы, то есть до Верхних решеток. Почти весь путь лучше всего проделать с наружной стороны стен, проходя между стеной и остатками рва.
Между берегом реки Великой и Великой улицей (ныне совпадает с ул. Советской) находилась территория Опоцкого конца с центром в церкви Никрл ы со Усохи. К Опокам примыкал Городецкий конец с церковью Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. Следом шел Остролавицкий конец, где стояла церковь Георгия на Болоте в Острой лавице, а вдоль реки Псковы тянулся Боловинский конец с центром в церкви Петра и Павла с Буя. Таким образом, четыре городских района в 1374/1375 г. были защищены крепостными стенами, а вне основной городской территории находился псковский посад.
Большое внимание в это время было уделено западному «фасаду» Пскова, открывавшемуся целиком глазам каждого подходившего к городу по суше с Завеличья или проплывающего по реке Великой. Название «фасада» здесь можно применить лишь условно, так как открывающаяся отсюда картина имела большую глубину. С высокого берега реки Великой просматривались крупные постройки почти всего города. Вместе с тем уже с давних пор именно у западной стороны Пскова располагались на первом плане наиболее красивые архитектурные комплексы. Здесь был поставлен Княжий двор, сперва в Довмонтовом городе, потом у Власьевских ворот; здесь стояли подворья Спасо-Елизаровского и Псково-Печерского монастырей, «Красный двор» с церковью Пантелеймона и ряд церквей.
Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов Великой. Здесь широкие пространства были заняты гигантскими песчаными наносами. А ниже по течению, вблизи впадения в Великую реки Мирожи, пески переходили в обширную богатую растительностью местность, изрезанную ручьями, оврагами, прудами, болотами и холмами. Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с Великой. Славяне назвали его Кромом. Под его крутыми скалистыми склонами плескались речные воды, и только к узкому южному краю примыкал пригорок — место будущего Довмонтова города.
Поэтому исследовательница привлекла источники, относящиеся к Новгороду и Великому княжеству Литовскому, где крестьяне участвовали в сооружении городских укреплений31. Однако первостепенное значение имеют именно псковские материалы о крепостном и ином общественном строительстве, к ретроспективному изложению которых мы и перейдем. Уже в начале «брани о смердах» осенью 1484 г. поставили новый мост через реку Пскову, «а даша мастером 60 рублей, а платиша то серебро мясники». Весной 1484 г. соседи Козмодемьянского конца заложили свой участок стены на Запсковье от реки Великой. Соседи Богоявленского конца начали строить свой участок стены от Псковы в 1482 г. и завершили его осенью 1483 г. Сооружение деревянной стены Окольного города в августе 1465 г. также осуществлялось силами самих посажан и их,«запасом». В 1433 г. соседи Петровской улицы разобрали старую башню у церкви Петра и Павла, использовав материал на строительство церкви Бориса и Глеба. Когда требовалось выполнить высококвалифицированную работу, город нанимал мастеров.
Отдельный быт и отдельное питание («особь койждо себе в келиях ядяху») — и совместное присутствие лишь в церкви. Но при таком сознании и образе жизни и в церкви искалась возможность обособления — небольшие камеры, приделы, иногда кельи, иногда просто ниши (как, например, еще в XII в. на хорах у собора Иоанна Предтечи). Два крупнейших псковских монастыря, Мирожский и Снетогорский, были общежительными, но в XIV—XV вв. они не имели еще письменных уставов, образ жизни в них вызывал многочисленные упреки сохранением отдельной собственности, отсутствием общих трапез и т. п. Вопреки распространенному мнению о том, что монастыри Пскова XII—XIV вв. были и пригородными, и городскими, И. К. Лабутина, как уже указывалось, убедительно продемонстрировала, что все псковские монастыри основывались вне города, но рядом с ним, являлись пригородными, ближними и дальними. Развитие пустынножительства и последующее создание на этой основе братства и общежительных монастырей началось лишь в начале XV в. Основателем пустынничества стал преподобный Ев-фросин, начавший свой подвиг еще в Снетогорском монастыре, ушедший оттуда и основавший в 1430-е годы новую обитель — Елеазаровскую. Его стремление войти в контакт с истинной духовной традицией привело его к осмыслению заново принятых в Пскове обычаев, усвоенное им двоение провозглашения аллилуй вопреки принятому в городе троению столкнуло его с местным духовенством.