Однако единства в правящей верхушке Пскова не было. Как и в Новгороде в 1470-х годах, московскому государю удалось расколоть псковскую аристократию. Летописец сообщает: «…поехал Левонтеи посадникбити челом на посадника на Юрья на Копыла, и поехал Юрьи в Новгород противу его отвечивать и тамо тягалися». Уже из Новгорода Юрий Копыл отправил в Псков грамоту, призывая посадников в Новгород «говорите противу князя Ивана Репни», чтобы отвести обвинения от «всей земли». К великому князю отправились 9 посадников и купеческие старосты всех рядов, однако «управы» они не получили. Василий III обещал начать судебные слушания в праздник Крещения (6 января 1510 г. ), и после водосвятия псковские послы собрались на архиепископском дворе. Посадники, бояре и купцы были уведены в палаты владыки, где бояре великого князя объявили «старейших» псковичей арестованными.
Автор «Повести о псковском взятии» считал, что у великого князя изначально была «мысль, чего ради поехал с Москвы в Великий Новгород, что емоу превратити Псков на свои пошлины». К Василию III с жалобой на наместника отправилось представительное посольство из псковичей, включавшее в свой состав двух посадников и «бояр изо всех концов». Великий князь произнес перед послами пространную речь, содержание которой передал псковский летописец: «Яз вас свою отчиноу хощу жаловати и боронити: яко же отец наш и деды наши великий князи; и что ми повествуете о наместники моем, а о своем князи Иване Михаиловичи Репни, аже толки станут на него мнози жалобы, и яз его обвиню пред вами». По всей видимости, великий князь попытался уверить псковичей в том, что верховная власть будет стоять на защите горожан, как это было в 1479 г. в случае суда между великолучанами и наместником Лыко-Оболенским. Первоначально события действительно разворачивались по такому сценарию.
На рубеже XIV—XV вв. в системе власти Пскова появляется новая структура — боярский совет, деятельность которого во многом подменила функции веча. Как полагает СВ. Белецкий, совет осуществлял руководство внешней политикой Пскова и пользовался печатью с изображением Богоматери на аверсе. С переходом города в 1468 г. под протекторат Москвы усиливается влияние князя и складывается равновесная система власти. Исследований института посадников в Пскове связано с изучением проблем власти и собственности в средневековом обществе. Первостепенной и давно поставленной в историографии проблемой является соотношение институтов боярства и посадничества.
Над крышей возвышалась небольшая глухая декоративная главка. Таким был храм Иоанна Предтечи на Печерском подворье, развалины которого зарисовал А. А. Мартынов в середине прошлого века. Подобные постройки продолжали возводиться на Псковщине до конца XVIII века. Детальное исследование деятельности посадников осуществили Б. Б. Кафенгауз и И. О. Колосова. В общем, эти историки согласны в характеристике института посадников как олигархического и наследственного. «Посадники являлись членами высшего республиканского исполнительного органа — боярского совета»44.
Очень важна впервые появляющаяся здесь (в новгородских памятниках) замена двух окон в верхней части центральных прясел боковых фасадов одним окном — со времен Софийского собора для средних прясел было характерно размещение двух пар окон в двух уровнях; специальные исследования Г. М. Штендера выявили замену верхней пары одним окном и формирование, таким образом, пирамидальной композиции из трех окон — два внизу и одно верхнее. Две следующие постройки новгородских зодчих — Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Иоанна Предтечи на Опоках — развивают привычные приемы мастеров княжеской артели и важны в наибольшей степени как явления собственной художественной жизни Новгорода. Для нашей темы значительно важнее формы и история строительства заложенной в 1135 г. церкви Успения на Торгу. Связь строительства и посвящения церкви с памятью павших 26 января 1135 г. на Жданьей горе двух новгородских посадников — Иванка и Петрилы Микульцица является новой чертой в практике новгородского зодчества, свидетельствующей о все большем соединении христианства с мыслями и чаяниями новгородцев, именно горожан, а не князя и его окружения. Князь, столь неудачно воевавший с Суздалем, не послушавший предостережений киевского митрополита Михаила и даже задержавший его в Новгороде до 10 февраля, вынужден был, вероятно, почтить память погибших новгородцев заложением вместе с Нифонтом каменной церкви Успения Богородицы на месте деревянной, поставленной в 1133 и сгоревшей в 1134 г. Строительство, безусловно, было начато княжеской артелью. Как уже говорилось выше, завершено оно было лишь в 1144 г. , что свидетельствует о перерыве в работе на протяжении 6—7 лет.
Актуальность борьбы с конокрадством объясняется легкостью кражи лошадей, которых было трудно идентифицировать даже в случае поимки воров. Не случайно в недавно обнаруженной в Таллинне грамоте князя Ярослава и псковских посадников 1486/1487 г. речь идет как раз об украденных лошадях, конфликт из-за которых обсуждался на высшем государственном уровне. Прочие уголовные деяния наказывались довольно мягко и преимуществецно денежными штрафами. Как считает Ю. Г. Алексеев, в Пскове в качестве кодекса законов об убийстве использовались известные статьи Пространной редакции Русской Правды. Этим обстоятельством объясняется факт, что тема убийства как таковая остается вне рамок вечевого законодательства.
Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья».