Летом 1461 г. «правиша посольство на вечи», то есть отчитывались по результатам посольства вернувшиеся от великого князя посадник и бояре. С обострением отношений с Ливонским орденом в 1463 г. Псковичи «поставиша вече», чтобы назначить воевод. 26 марта 1463 г. «посольство свое правил перед псковичами на вичи» псковский посол из Москвы, объявивший о назначении на княжеский стол Ивана Александровича Звенигородского. 5 марта 1464 г. «правиша посольство перед всеми псковичи на вечи» посадники, ездившие в Москву с челобитьем об учреждении в Пскове отдельной епархии48. Крупнейшая псковская церковная постройка самого конца XVII века — Троицкий собор — выполнена по присланному из Москвы чертежу, который определил если не весь облик собора, то, по крайней мере, общую композицию и некоторые детали. Собор построен из крупной тесаной белой плиты.
6 мая 1483 г. псковичи «посекли» дворы шести посадников и их сторонников. В следующем, 1484 г. посадники во главе с Гавриилом, составив «новую грамоту», перераспределили повинности между Псковом и «всей землей», включавшей какпсковские засады, так и земли пригородов. В результате повинности сельского населения, которое летописец называл «смердами», сократились.
Зимой 1484/1485 г. дважды отчитывались на вече посольства посадников и бояр об итогах своих поездок к великому князю. Летом 1485 г. (после Петрова дня) псковичам на вече передавали ответ великого князя с требованиями об отмене приговора посадникам и освобождении «смердов» участники третьего посольства (Ивана Агафоновича). Также на вече «пословаше посольство» посадники, ездившие в Москву в четвертый раз и урегулировавшие конфликт. Наконец, 8 июля 1486 г. отчитывались на вече о своем посольстве участники пятой поездки в Москву по делу о «смердах». В летописных известиях о событиях 1483—1486 гг. вполне определенно противопоставляются две социальных группировки — с одной стороны, посадники, бояре, житьи люди, с другой — черные «молодшие» люди. Как справедливо заметил Ю. Г. Алексеев, «черные люди сохраняют право участия в вечевом собрании, более того — составляют, по-видимому, основной костяк этого собрания»49.
Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец. В отличие от этого акта в договоре 1509 г. под «боярами» понимаются исключительно выборные или назначенные должностные лица: «…послы псковские посадники Михайло Юрьевич Ледов, Александр Степанович Киверников, Григорей Яковлевич Котлов, да бояре псковские Иван Харитонович Пученкин староста купецкий, и владычнь наместник Василей Игнатьевич Галкин, Алексей Михайлович старой дияк городцкой и Яков Ермолин староста гостевной и городской дияк Захарья». Вернемся к летописным упоминаниям бояр в последней четверти XV в. В Псковской 3-й летописи содержится сообщение об отправке к Ивану III посольства, состоявшего из четырех человек: «2 посадника, Коузмоу Тилкина да Гаврила Картачева, а с ними 2 боярина, Опимаха Гладкого да Андрея Иванова сына попова рождьякона». Хотя слово «рождьякон» не поддается толкованию, очевидно, что боярин Андрей Иванов был сыном священнослужителя. Его боярство было выслуженным, как и боярство упоминаемых в договоре 1509 г. городских дьяков Алексея Михайловича и Захарии.
Иван III, «опалившись» на псковичей, арестовал двух посадников из состава делегации и отправил в Псков второго посла, который на вече заявил: «чи не волен яз князь великий оу своих детех и оу своем княжении; комоу хочю, томоу дам княжение». Конфликт между Псковом и Москвой зашел настолько далеко, что 30 мая 1499 г. посадники отказали в богослужении приехавшему в Псков стороннику Василия новгородскому архиепископу Геннадию, заявив ему: «Ты де и хощеш молити Бога за князя великого Василья, ино наши посадники о том поехали к великому князю Иваноу Васильевичю, и не имя тому веры, что быти князю Василью великим князем новгородцким и псковским; как придут наши посадники и з бояре и ты слоужи». На сторону новгородского владыки встали псковские священники и князь Александр, и архиепископ провел службу («зборовал»). Осложнение отношений между Псковом и Москвой вызывало обостренный интерес на Западе. 28 июля 1499 г. ливонский магистр Вальтер фон Плеттенберг в письме великому магистру Тевтонского ордена Фридриху Саксонскому сообщал последние новости из Пскова: «…Великий князь московский своего старшего сына, рожденного от гречанки, который участвовал в заговоре против него, сделал государем Новгорода и Пскова, но псковичи не хотят его иметь государем; и по этой причине великий князь двух почтенных посадников из Пскова, которые были в посольстве у него в Москве, заточил, и псковичи теперь опять послали в Москву новое другое почтенное посольство с большими дарами, чтобы вызволить тех других, и будто бы они теперь согласились принять его в качестве государя, и имеется слух, что он в день Варфоломея (24 августа) отбудет в Псков»4.
В них были учтены и временно выпавшие из оборота «порож-жие», и неудобные для обработки земли, как, например, мох. Границами владений были «пути» (дороги), «разгонные» и «раскладные» межи, приметные деревья и камни в лесах и на пожнях. Поскольку в деревне сохранялась община, пользование такими угодьями, как сенокосы, водопои, леса было коллективным, но любой полноправный общинник мог по своей воле отчуждать и личную землю, и доли в общинных угодьях. В Пскбвском государстве сложилась устойчивая структура землевладения: землями владели церкви, монастыри, посадники, земцы, крестьяне-общинники (в источниках иногда именующиеся смердами). Характерной чертой землевладения в Псковском государстве была дробность, череспо-лосность и раздробленность. Мы не располагаем сведениями о крупных феодальных вотчинах; даже земли посадников состояли из небольших деревень, находившихся в разных, порой удаленных друг от друга местах.
Во время провозглашения многолетия и благословения великому князю прозвучали слова о взятии Пскова подобно неприятельской крепости, что вызвало замешательство у находившихся в церкви псковичей. Они расценивали свое решение как добровольное, а не принудительное. «В неделю», то есть в воскресенье, 27 января по приказу великого князя на наместничьем дворе собрались посадники, бояре, купцы и житьи люди. Воевода Петр Васильевич Великий по списку вызывал бояр и купцов в гридню, где они были арестованы. Стоявшим во дворе «молодшим» людям объявили, что до них «государю дела нет», а Псков получит уставную жалованную грамоту, где будет определен порядок наместничьего управления.