В Кобыльем Городище в 1540-х годах последовательно наместничали Н. Жеребцов, Ф. Л. Соловцов, А. И. Соловцов. Род Соловцовых, видимо, пользовался правом получения кормлений именно в уездах псковских пригородов. Так, Федор Соловцов в 1545—1546 гг. наместничал в Кобыльем Городище, а в 1552—1553 гг. получил «под Василием Сназиным» город Велье с пригородами Врев и Владимирец. Доходы, обязанности и привилегии наместников определялись в наместничьих уставных грамотах, выдававшихся посадским и сельским общинам Псковской земли в 1510 г. : «И даша князь великий свою грамоту жаловальную псковичам». Эти уставные наместничьи грамоты до нас не дошли, но их следы сохранились в писцовых книгах псковских пригородов 1585—1587 гг. Впервые фрагменты книги с упоминанием наместничьих доходов опубликовал СВ. Рождественский, однако с конца XIX в. они до сих пор не вполне исследованы18. Можно ли на основании этих кратких сведений 1580-х годов судить о системе кормлений в Псковской земле в 1510 г. ? Без сомнения, величина наместничьего корма за 75 лет, прошедших после выдачи грамот в 1510 г. , изменилась.
Главным аргументом в судебном процессе стала «смердья грамота» или несколько грамот, упоминаемых в акте и доказывавших права Лочко, Ивана и других «рожитчан» на спорные земли: «…аже в грамотах мох Л очков и Иванов и всех рожитчан». По вопросу об упоминаемых в акте «смердьих грамотах» в литературе существуют две точки зрения. Л. М. Марасинова считает эти акты документами, фиксировавшими какие-то предшествующие сделки с этой землей, а Ю. Г. Алексеев полагает, что они содержали перечень земель, принадлежавших общине, или описание ее межей. Думается, что документ дает основания как для первого, так и для второго суждения, и решить проблему можно лишь сравнением его с другими источниками. Важнее подчеркнуть другое: «все рожитчане», «выложившие» на процессе смердью грамоту, в акте княжеско-посадничьего суда не названы смердами18. Можно ли это обстоятельство счесть случайным следствием несовершенства в оформлении документации или такое упущение было закономерным? Термин «смерд» уже в эпоху Русской Правды не использовался как специальное наименование определенной социальной группы.
Се и судебник перед вами и уставные грамоты прочтите и разсудите…»13. Первые инициативы в сфере местного самоуправления были озвучены на Земском соборе 28 февраля 1549 г. , когда царь «…уложил, что во всех городех Московские земли наместником детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и розбоя с поличным, да и грамоты свои жаловалные во все городы детем боярским послал»14. Царский судебник был принят в июне 1550 г. , и за период с февраля 1549 по июнь 1550 г. до нас дошли четыре уставных грамоты наместничьего управления. Лишь одна из них имеет точную дату — Рыльская уставная грамота 27 июня 1549 г. Двинская уставная грамота не датирована, а грамоты Устюжне Железнопольской и Пермской земле дошли до нас в составе более поздних актов (1553 и 1614 гг. ). Н. Е. Носов датировал Двинскую уставную грамоту 1549/ 1550 г. , а Г. В. Семенченко не только подтвердил его датировку, но и отнес к периоду с февраля 1549 г. по июнь 1550 г. тексты еще двух грамот — Устюжне Железнопольской и Перми Великой. Для всех этих грамот, как показал Г. В. Семенченко, характерна общая черта: «…освобождение целовальников и выборного земского дьяка от подсудности наместнику и его тиуну, кроме дел о душегубстве, разбое и татьбе с поличным. Выборные посадские и волостные люди получили ту же привилегию, которую в соответствии с решением февральского собора 1549 г. имели дети боярские…». Очевидно, тем не менее, что указанные грамоты имеют существенные различия.
Видимо, она была краткой и лишь в самых общих чертах определяла пределы княжеского суда. Обыденная жизнь псковичей до поры до времени регулировалась обычным правом — «пошлинами», то есть обычаями, шедшими из старины. В 1397 г. на основе Правды великого князя Александра и «псковских пошлин» был создан грандиозный свод законов, подобный которому тогда имел, возможно, лишь Великий Новгород. В дальнейшем Псковская судная грамота неоднократно дополнялась новыми постановлениями: последняя редакция относится к 60-м годам XV в. Псковская судная грамота была направлена на защиту интересов рядового «псковитина», который стоял в центре внимания законодателей. Правда изображает горожанина в самых разных ситуациях: на рынке, в семье, на пиру, вводит нас в круг его интересов и мировосприятия. Образно говоря, Судная грамота — это путеводитель по средневековому Пскову. Конечно, он неполон, отражает главным образом юридические казусы, но все же попытаемся через призму Псковской Правды посмотреть, как жили псковичи.
Таким образом, смена терминологии могла быть обусловлена как религиозными (христианизация села), так и социальными (переход к вотчинной системе эксплуатации сельского населения) причинами. Любопытно, что смену терминологии и особенности употребления удается проследить по берестяным грамотам, относящимся к истории одного боярского рода — Онцифо-ровичей. Если приказчик Онцифора, как мы видели, называл сельских подданных смердами, то, возможно, потомки этих самых смердов, обращаясь к сыну Онцифора Юрию, именовали себя уже иначе.
Еще в 1493 г. во время военной кампании против Литвы во главе большого полка был послан с Лук на помощь новгородским войскам. В августе, ноябре 1495 г. , марте 1496 г. и в 1497 г. он был новгородским наместником. В августе 1497 г. , находясь в Новгороде, он выдал жалованную грамоту (по грамотам отца и деда) на владения Вологодского уезда. Это один из крайне редких случаев, когда владетельный князь совмещал наместническую должность с суверенными правами на другой территории.
Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция Важнейшим свидетельством земской реформы в Пскове, осуществленной после 1549 г. , является грамота дьяку Ш. Билибину и старостам Б. Ковырину и С. Мизинову о наборе среди горожан каменщиков и посылке их в Казань. Б. Н. Флоря интерпретирует эту грамоту как свидетельство сохранения в Пскове организации «гостей», старосты которых располагали властью над посадским населением24. Рассмотрение этой грамоты в контексте с другими документами 1560— 1580-х годов не позволяет признать этот вывод справедливым: более вероятно, что «большие» старосты появились здесь в результате преобразований первой половины 1550-х годов. Исходная модель земской реформы в Псковской земле выглядит следующим образом. На первом этапе в 1549— 15 50 гг. Псков получил уставную грамоту, аналогичную Устюженской, существенно ограничивавшую власть наместников и вводившую здесь налоговое и судебное самоуправление.
В своем послании 1511 г. Иосиф Волоцкий называет его боярином. В июне 1511 г. ему как исполняющему обязанности дворецкого докладывалась деловая грамота, где он тоже называется боярином, о владениях в Московском, Ярославском и Боровском уездах. С. И. Воронцов принадлежал к числу тех, кто не одобрял переход волоцкого игумена под великокняжеский патронат, поэтому некоторое время был не у дел. В 1512/13 г. Семен Иванович стоял с устюжанами «на перевозе на Кошире».
Итак, в актах, выданных судебной и исполнительной властью Пскова, под «боярином» явно понимается чиновник, который может принадлежать к аппарату либо князя, либо Господина Пскова. Употребление термина «боярин» в княжеско-вечевых грамотах и международных договорах допускает возможность альтернативных толкований. Наиболее ранним актом, содержащим этот термин, является грамота 1463—1465 гг. , направленная «от всех посадников псковских, и от бояр псковских, и от купцов, и от всего Пскова» городскому магистрату Риги. Этот стандартный оборот формуляра встречается в еще нескольких псковских внешнеполитических актах. Так, в посланиях Ивану III1477 г. и польскому королю Казимиру 1480 г. интитуляция включает в себя перечень государственных должностей и социальных статусов псковичей, от имени которых составлялись акты: «…посадники псковские, и степенные, и старые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков…». Договорная грамота Пскова с Ливонским орденом 1503 г. перечисляет состав псковского посольства, в которое входили двое посадников, пятеро бояр, трое купеческих старост и городской писец.
Позднее он несколько лет выполнял обязанности наместника трети Московской (март 1507 г. , декабрь 1511 г. , март 1512 г. , 1515/ 16г. ). Во второй Смоленский поход 1513 г. И. В. Ромодановский взят не был: его оставили в Москве. Сохранилась духовная грамота 1521/22 г. Ивана Васильевича, ушедшего на покой в Богоявленский монастырь. Третий из братьев Ромодановских, Семен Васильевич, в декабре 1499 г. вернулся из посольства в Крым. В декабре 1502 г. он был вторым воеводой сторожевого полка во время похода из Новгорода «в Литовскую землю».
По духовной Павла движимое имущество («живот») и недвижимость («село земли») переходят в пожизненное владение его вдовы Федосьи. Село переходит к ней, используя терминологию других актов, «в кормлю» («пить ей и есть со отчине моей до ея живота»). Движимое имущество («живот») переходит Федосье «в одерень», но тут же выясняется, что она не может распорядиться самостоятельно «животом», который должны продать и раздать в милостыню душеприказчики Павла14. Значение термина «одерень», как нам кажется, отчасти проясняет список с ободной грамоты на земли троицкой слободы конца XV — начала XVI в. В отрывке этого акта, имеющего государственное происхождение, помимо терминов «в одерень» и «дерноватая грамота», трижды употребляется термин «дерн» («дерен»). Из ободной грамоты ясно, что в одном «ободе» с землями, пожалованными слободе, находились принадлежавшие жителям Изборской волости и псковичам частные владения (лядины, пожни и нивы), с которых «Господин Пскову… дерну не имал»15. Дерн, таким образом, приобретает в этом акте значение государственного налога или совокупности налогов, которые взимаются с государственных земель, находящихся, в частности, в пользовании слобожан.