В первой половине 1550-х годов в Русском государстве началась земская реформа, в ходе которой власть наместников ограничивалась, а управление и суд на местах передавался выборным старостам. Непосредственные свидетельства о реформе в Пскове (уставные грамоты) не сохранились, поэтому для реконструкции преобразований мы вынуждены опираться на источники, относящиеся к России в целом или другим землям. Немного южнее собора и теперь еще можно видеть остатки старинных (вероятно, XVII века) каменных палат (погреб и часть стены второго Этажа с окном в ней). Над ними были деревянные кельи и при них деревянная церквушка. Возможно, что в каменной части этого здания помещалась трапезная. Прямо против собора, западнее его, сохранился еще каменный этаж здания, относящийся, вероятно, к началу XVII века, с более поздним деревянным верхом, в котором с 1800 года располагались жилые покои настоятеля.
За крепостными стенами рос посад, отдельные участки которого постепенно охватывались новыми укреплениями. Во второй половине XIII в. к югу от Крома появились стены Довмонтова города; в XIV в. обширные участки посада были обнесены стенами 1309 и 1374/1375 г. Городская застройка возникла и в районах за реками, омывавшими Кром, — в Запсковье за Псковой и на Завеличье за Великой. Постепенное освоение междуречья Великой и Псковы отразилось в топонимии исторической части Пскова, где до сих пор сохранились наименования множества холмов и урочищ — Городец, Буй, Примостье, Усоха. Большие изменения произошли во второй половине века на Крому. Псковское вече, накрепко взявшее в свои руки верховную власть в Псковской земле, сделало Детинец центром вечевого управления, местом вершения важнейших государственных дел и связанных с ними обрядов.
34), в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили росписью, а выше, в большой нише, занимавшей среднюю треть наружной стены, написали фреску, которая до Великой Отечественной войны сохранялась на чердаке, под крышей более поздних пристроек. Фресковые росписи поместили еще и в нишах на боковых фасадах храма. Впрочем, возможно, что в этих местах они были уже с XIV века, а в XVI веке их лишь реставрировали. Старая внутренняя роспись храма была подновлена.
В 1374 году был построен храм во имя признанного святым князя Довмонта-Тимофея и храм Кирилла; в 1383 — Сошествия святого духа; в 1388 году, во время мора, — храмы Рождества Христова и Покрова богородицы; в 1395 году — храмы Воскресения Христова и Николы на Гребле. В 1385 году была заново перестроена церковь Федора Тирона. На пространстве Довмонтова города, не превышавшем полутора гектаров, к концу XIV века стояло уже двенадцать каменных и один деревянный храм и, кроме них, ряд общественных зданий, часть которых, вероятно, также была каменной. Княжий двор в XIV веке был перенесен из Довмонтова города в Старое Застенье, где его построили у крепостной стены, рядом с главным въездом в город с западной стороны. В 1384 году на новом княжьем дворе была возведена каменная церковь Воздвиженья. За вторую половину XIV века совершенно преобразились крепостные сооружения посада. На месте старых укреплений Среднего города, состоявших из земляного вала и дубовой стенки над ним, которая, по замечанию летописца, была «мало выше мужа», в 1375 году псковичи построили каменную стену — четвертый пояс каменных укреплений по пути к Крому.
Лишь в 1150 г. он возвращается в Новгород на год. В 1151 г. и архиепископ, и строители — в Новгороде, где у Софийского собора стены извне покрываются штукатуркой и устраивается новая свинцовая кровля — «архиепископ Нифонт поби святую Софию свиньцемь всю прямь и извистию маза всю около». В 1153 г. артель вместе с Нифонтом уходит в Ладогу, где возводит церковь Климента. Для создания двух псковских соборов остается лишь один 1152 год, что практически невозможно.
В интерьере собора, вслед за мирожским образцом, лопатки на стенах отсутствуют, там для них просто не было места, но ощущение гибкой единой оболочки, возникшее в Мирожском соборе, изменило привычные соотношения и в обычном по общей композиции Иоанновском соборе. Одна лопатка осталась на западной стене, где она выложена, возможно, для усиления кладки, прорезанной внутристенной лестницей — первый раз появляющейся в памятниках новгородского круга (сохранившихся). Очень интересны ниши, возможно — индивидуальные молельни, устроенные в толще западной стены на хорах, весьма напоминающие подобные камеры в башнях соборов Антониева и Юрьева монастырей. Поскольку хоры устроены лишь на деревянном настиле и нартекс никак не выделен, то все пространство объединяется и главы над хорами оказываются принадлежащими основному помещению. Это напоминает более ранние памятники — Николо-Дворищенский собор, хотя число глав и их расположение с запада ориентированы на соотношения соборов Антониева и Юрьева монастырей.
После нашествия Бато-рия число черных дворов в псковских пригородах уменьшилось на 90%, что экономически подорвало основу для существования в них земского самоуправления. Псковские живописцы оказались в первых рядах последователей нового течения. В поисках новых тем они углублялись не только в признанные церковные писания, но и в запрещенные церковью апокрифические легенды, и из них выносили на стены храмов новые сюжеты, вкладывая в их изображения значительную долю собственных мыслей и чувств. Огромный интерес и внимание к человеку сказывались в самом выборе сюжетов, отражавшем стремление художников передать богатство внутренней жизни людей и разнообразие их внешнего облика, отражавшего эту жизнь.
Разраставшийся город требовал новых укреплений, и в 1508 г. , еще до присоединения Пскова к Москве, началось возведение крепостной стены на Гремячей горе. Но масштабные строительные работы стали осуществляться лишь во втором десятилетии XVI в. В Великий пост 1517 г. обрушился участок крепостной стены в Кремле длиной в 40 сажен — на протяжении от Троицкого собора до «снетового костра» над рыбным торгом. Восстановление стены взяло на себя московское правительство, выделившее 700 рублей; подвоз камня был в качестве повинности возложен на местное духовенство. Осенью 1517 г. , видимо, впервые, псковичи построили стену на левобережье Псковы, в Песках.
Восточный рукав, как и в Мироже, имеет легкое подковообразное очертание. Отметим также очень тонкие стены, толщиной 1 м, что опять-таки связано с формами XII в. Уже в плане легко отметить некоторую аморфность образования крестообразного пространства, не имеющего активной доминирующей формы в центре. Это впечатление еще более увеличивается в объемной структуре здания. Здесь существует основная соразмерность, определенная цитатным использованием образца,— подпруж-ные арки опираются на консоли, высоты заложения шиферных плит в пятах подпружных арок в обоих памятниках абсолютно одинаковы. Но это равенство скорее усиливает различия, отмеченные нами уже в плане зданий.
Уже в начале «брани о смердах» осенью 1484 г. поставили новый мост через реку Пскову, «а даша мастером 60 рублей, а платиша то серебро мясники». Весной 1484 г. соседи Козмодемьянского конца заложили свой участок стены на Запсковье от реки Великой. Соседи Богоявленского конца начали строить свой участок стены от Псковы в 1482 г. и завершили его осенью 1483 г. Сооружение деревянной стены Окольного города в августе 1465 г. также осуществлялось силами самих посажан и их,«запасом». В 1433 г. соседи Петровской улицы разобрали старую башню у церкви Петра и Павла, использовав материал на строительство церкви Бориса и Глеба.
Характерной принадлежностью зданий этого рода были крыльца, которым, судя по Приказным палатам, придавались большие размеры и торжественная композиция, что соответствовало назначению этих построек. Кроме этих двух, были еще и другие каменные здания административного назначения, например, палаты для площадных подьячих, Казачий приказ на площади Старого торга. Но их остатки до сих пор не обнаружены, и потому о них мы не можем сказать что-либо определенное. Также бесследно исчезли больничные палаты, которые помещались у стены Среднего города, рядом с Казанской «от больницы» церковью. С нуждами обороны города были связаны зелейные палаты, караульни и шатры, защищавшие от дождя поставленные у городских ворот пушки и пищали. Зелейные палаты были не только на Крому, но и в Среднем городе на «казенном Государевом дворе» (верхний этаж этого здания использовался как арсенал и склад).