Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки

Архитектура второй половины XV — начала XVI столетия

Отдельный быт и отдельное питание («особь койждо себе в келиях ядяху») — и совместное присутствие лишь в церкви. Но при таком сознании и образе жизни и в церкви искалась возможность обособления — небольшие камеры, приделы, иногда кельи, иногда просто ниши (как, например, еще в XII в. на хорах у собора Иоанна Предтечи). Два крупнейших псковских монастыря, Мирожский и Снетогорский, были общежительными, но в XIV—XV вв. они не имели еще письменных уставов, образ жизни в них вызывал многочисленные упреки сохранением отдельной собственности, отсутствием общих трапез и т. п. Вопреки распространенному мнению о том, что монастыри Пскова XII—XIV вв. были и пригородными, и городскими, И. К. Лабутина, как уже указывалось, убедительно продемонстрировала, что все псковские монастыри основывались вне города, но рядом с ним, являлись пригородными, ближними и дальними. Развитие пустынножительства и последующее создание на этой основе братства и общежительных монастырей началось лишь в начале XV в. Основателем пустынничества стал преподобный Ев-фросин, начавший свой подвиг еще в Снетогорском монастыре, ушедший оттуда и основавший в 1430-е годы новую обитель — Елеазаровскую. Его стремление войти в контакт с истинной духовной традицией привело его к осмыслению заново принятых в Пскове обычаев, усвоенное им двоение провозглашения аллилуй вопреки принятому в городе троению столкнуло его с местным духовенством. Для познания основ и обрядов апостольской церкви он предпринял в 1420-е годы путешествие в Константинополь.

Читать далее...

Натяжные потолки в г. одинцово по материалам http://www.coplast.ru.

Псков и его архитектура в XVI веке

В XV веке, вероятно, существовал уже и Петропавловский Середкин монастырь. На противоположном берегу реки Великой были монастыри: Николы с Волоку, основанный еще в XIV веке (против Снетогорского монастыря), Стефановский с Луга, Рождественский Иглин. На Завеличье, кроме известных уже нам Мирожского и Ивановского, было еще семь монастырей. Все эти церкви и монастыри, обступившие Псков особенно густо с трех наиболее заселенных сторон, стали как бы звеньями, соединявшими насыщенный лесом каменных церквей город с дальними загородными монастырями и деревенскими погостами, сетью покрывшими к тому времени Псковскую землю, и с псковскими пригородами, число которых особенно выросло именно в XV веке.

Псковское вече

В церковных приделах располагались кончанские архивы, казна, трапезные, где по праздничным дням устраивались совместные пиршества — «братщины». Между берегом реки Великой и Великой улицей (ныне совпадает с ул. Советской) находилась территория Опоцкого конца с центром в церкви Никрл ы со Усохи.

Читать далее...

На середине пути от Снятной горы до Пскова

Наверху, под самыми столбами звонницы — тесная каменная «палатка», служившая, по преданию, кельей одному из псковских «духовных владык» XVII века, прославившемуся в свое время образованностью архиепископу Арсению. В палатке и расположенном рядом с нею более обширном помещении, примыкающем к основному четверику храма, сохраняются не испорченные переделками оконные проёмы XVII века и живописная розоватая штукатурка того же времени. Полы были деревянными и давно уже не существуют. Палаты монастыря стояли у самого берега реки, к юго-западу от храма, за пределами нынешней ограды. На их месте остались лишь погреба, своды которых уже местами провалились и засыпались Землей. На восточных и юго-восточных окраинах Пскова есть еще старинные храмы: Иоанна богослова с речки Милявицы, даря Константина и матери его Елены в бывшей Царевской слободе, Дмитрия с Поля, деревянный храм Варвары в бывшем Петровском посаде, а на юг от центра — Алексея с Поля.

Читать далее...

Гремячья гора

28 апреля 1562 г. Псков вновь оказался охвачен огнем; выгорели Полонище, территория Торга, Запсковье. Особенно опасным для города оказался пожар в Кремле, где взорвался порох, хранившийся в погребах; взрывом разрушило крепостную стену, шедшую вдоль реки Псковы. Характерно, что немецкий путешественник Самуэль Кихель, побывавший в Пскове в 1586 г. , не отметил разрушений города во время осады Батория, но упомянул пожар 1562 г. , от которого Псков «полностью сгорел»8. Вновь не менее пяти лет понадобилось на восстановление города. Под 1563 г. в летописи содержится запись о строительных работах: «…заделаша стеноудеревяную в Рыбниках, а прежняа стена выгорела, да и против Гремячеи горы к Пескам стену каменноую, что была стена деревянаа через реку Пскову…» Из цитированного фрагмента видно, что работы первоначально осуществлялись в Кремле, где была возьедена деревянная стена в Рыбниках, и в районе Верхних решеток, где каменная стена протянулась через реку от Гремячей башни к Пескам.