Декоративные аркатуры широко распространяются в романском искусстве XII—ХШ вв. , они становятся общей формой завершения стен, щипцов романских и раннеготических построек, в том числе и возводящихся в Прибалтике. Очень часто аркатуры преобразуются в комбинации прямых отрезков — уступчатых, диагональных, пересекающихся. Кажется, что в Пскове это такой же пример проникновения декоративного мотива из построек романо-готической традиции XIII в. , как в Новгороде аркатура на фасадах церкви Николы на Липне. Псковский орнамент замечателен еще одним обстоятельством. Его верхнюю, диагонально «бегущую» часть можно уподобить ленте столь распространенного позже бегунца, а спускающиеся от нижних углов прямые отрезки напоминают в ритме своего горизонтального расположения разреженный поребрик. Lcf-led Ru светодиодные фасады для рекламы, предложение от производителя.
Ее план строго выдерживает все классические для Пскова соотношения. По размерам она обычна — внутреннее квадратное пространство (без апсид) имеет размер 8,9 × 8,9 м, средний неф равен трети этой величины. Столбы поставлены в этом квадрате не симметрично, а смещены на половину толщины стены к востоку, т. е. поставлены симметрично по двум осям в прямоугольнике, чья длина раина ширине наоса плюс толщина восточной стены; как следствие, восточный рукав креста по глубине равен западному. Разделение боковых фасадов не следует внутренней смещенности опор, боковые прясла примерно равны между собой, и лопатки оказываются расположенными почти симметрично; центры боковых фасадов и подкупольного пространства не совпадают, разница составляет 0,7 м. С севера к церкви примыкал придел Петра Митрополита (уничтожен в 1825 г. ), с юга — паперть со звонницей (разобрана в 1831 г. ), существующий западный притвор и звонница устроены в 1S31 г. , они включили в себя первоначальное открытое крыльцо.
Снаружи композиция собора во многом напоминает вид, который приобрел Троицкий собор к 1689 г. Правда, все равно в облике этих памятников заметны весьма существенные различия, связанные главным образом с уменьшением роли структурных, формообразующих элементов. Энергичные вертикали многообломных лопаток заменились широкими плоскими лопатками, вместо упругого движения крупной арки средней закомары появились ползучие арочки без четкой образующей линии. Угловые лопатки соседних фасадов слиплись, слились в одну форму, лишь на северо-восточных углах храма и алтаря они, как обычно, разделены. Окна в храме чрезвычайно немногочисленны — узкие проемы в верхней зоне центральных прясел каждого фасада, окна — щели, освещающие придел. Неожиданно появление в центре на боковых фасадах пар арочных окон в арочных нишах. Мы не знаем больше ни одного псковского памятника с подобным расположением окон.
Особенностью этих палат был каменный угловой эркер, или, как псковичи его называли, «жвыль», скопированный с немецких построек того времени. Еще более стремление русского купечества к заимствованию внешних форм культуры от заграницы отразилось на палатах Постникова — здании такого же типа, но со встроенным крыльцом. Уличный фасад двора был уснащен, по примеру немецких жилых домов, крутыми щипцами, устроенными над воротами, и торцом подсобной дворовой постройки. В этом здании жилой этаж с зимними спальнями был сложен из камня. Исследование термина «в одерень» предполагает его анализ как социально осознанного понятия, закрепленного в специальном слове и обозначавшего правовое основание землевладения. Изучение такого понятия является составной частью более общей задачи, которая может быть сформулирована как исследование образования и внутренней организации терминологии социальных институтов по письменным источникам.
Расчлененность и подвижность формы создавались активностью объемной композиции. Контраст высоких рукавов креста и низких угловых частей мог бы стать причиной вертикального ритмического движения фасадов, однако огромная глава (ее диаметр несколько шире рукавов креста) властно берет на себя роль доминанты, и все движение превращается в нисходящее от главы. Надстройка западных углов сделала объем собора асимметричным, но доминирующая роль главы обеспечила цельность композиции. Контраст объемных структур смягчался ритмикой созвучных криволинейных очертаний закомаров и проемов, подчеркивавшихся росписью с имитацией клинчатой кладки. Порталы собора имели арочное завершение.
Он мог возникнуть из-за чрезмерного подъема восточных арочек, определивших немного более крутой подъем ската кровли с этой стороны и перемещение центра кровли. Может быть, это ошибка, но также возможно, что это прихоть эпохи, склонной к ритмическому разнообразию рисунка завершений фасадов. О том, что. в указанных соотношениях нет ничего от неумелости и неразвитости, свидетельствует неожиданное решение северного фасада. Его восточное прясло, как отмечалось, еще при разбивке плана было сделано чуть более широким, лопатка немного смещена к западу с линии восточных столбов. Поэтому в восточном прясле арки образуют более нормальную по очертаниям группу, согласующуюся по уровням с группой западного прясла.
Если в форме апсид видеть московское влияние, то сооружение храма можно было бы даже отнести к 1520—1530-м годам. Хотя форма могла появиться как исключение и на рубеже столетий. Относительное удлинение восточной части изменило систему фасадных членений. Западные лопатки боковых фасадов точно соответствуют внутренним столбам, восточные, что совершенно неожиданно, чуть сдвинуты к востоку, отметим (это важно), что на северном фасаде сдвиг немного меньше.
С востока церковь имела строго симметричную композицию с двумя приделами (первоначальный северный, освященный как Трехсвятительский в 1538 г. ; южный, Усекновения главы Иоанна Предтечи, рассыпался в 1823 г. , заменен новым в середине XIX в. , разрушен в годы Великой Отечественной войны). Необыкновенную живость целому придала резко асимметричная постановка звонницы, чей мощный объем с возвышающейся на нем четырехпролетной колокольницей примыкает с северо-западной стороны, играя активную роль в формировании наиболее монументального западного фасада здания, обращенного к Крому. Разный ритм проемов звона, разная толщина столбов придают замкнутому нижнему объему необыкновенно выразительное по силуэту, ажурное завершение.
Массивность стен, проявляющаяся в широких лопатках, усиливается соединяющей лопатки обширной средней зоной, прясла невольно превращаются в ниши, вырезанные в каменной кладке стен. При подобной выразительности целого ритм декорации дифференцирован и полон динамики. Даже на боковых несимметричных фасадах линии арочек образуют симметричную по ритму легкую композицию, которая читается непрерывно, движением всех своих девяти элементов. Мотивы так размещены и сопоставлены, что целостность формы зрительно возникает сама собой. При этом центром пирамиды является легкая, карликовых размеров верхняя арочка, прихотливо оттеняющая солидность глухих плоскостей и широкий крупный ритм боковых арочек. На восточном фасаде опущенное положение арочек делает апсиды неожиданно крупными; декоративные пояса и валиковые арочки смягчают сопоставление, делают стену легче и прозрачнее.
Не менее блестящий эффект храм производил на самом подворье. Входящего на подворье он ошеломлял еще в воротах сочетанием ярко-желтой охры стен с зелеными изразцовыми крестами, причудливыми «бочками» фасадных завершений, величиной главного купола и тринадцатью дополнительными главами, блиставшими поливной черепицей их луковиц и золочеными крестами. Од так удачно был поставлен на довольно тесном пространстве подворья, что весь попадал в поле зрения выходившего из ворот, воздействовал сразу всеми своими частями и деталями.
Лопатки на маленьких стенах выглядят крупнее обычного, что тоже успокаивает общее движение. Симметричные фасады завершаются объединенным ритмом декоративных арочек, которые все сделаны почти одинаковыми по радиусу и постановкой, перенимающей ритм друг у друга, сливаются в единые семиарочные завершения стен. Подобный ритм напоминает очертания Георгиевской церкви, хотя он менее структурен, что сказывается в меньшей выявленности доминирующей роли средних прясел. Подъем ниш делает их центрами только трехлопастных завершений, в то время как на фасадах Георгиевской церкви они были средоточиями всего ритмического движения. В декоративном завершении главы есть также некоторая необычность, слишком широкий ровный пояс отделяет верхний поребрик от арочек, в то время как последние оказываются почти приближенными к линии кровли главы. Подобная форма гораздо чаще встречается в памятниках XVI в. , и, если реставрация проведена правильно, также свидетельствует о возникновении памятника не ранее самого конца XV в. Около северо-западного угла церкви поставлена высокая звонница, местом размещения и очертаниями — прямоугольный в плане объем с колокольницей на западном стороне, даже расстояниям от основного объема следующая композиции Богоявленской церкви. Ни по масштабу, ни функционально столь высокая отдельно стоящая колокольня вряд ли была необходима Ильинской церкви.